Быть может Вы ищете:

Ковровый кабинет

Один из наиболее нарядных интерьеров Северной анфилады. По первоначальному плану Ч.Камерона кабинет представлял собою прямоугольную комнату. Свою окончательную отделку он получил в 1790-1793 годах по замыслу В.Бренны. Для убранства кабинета, как и библиотеки Марии Федоровны в Южной анфиладе, Бренна использовал французские гобелены, преподнесенные владельцам Павловска   во время их пребывания во Франции в 1782 году  королем Людовиком XVI.  Гобелены были вытканы на Королевской гобеленовой мануфактуре в 1760-х годах мастером Нельсоном по картонам выдающегося художника Франсуа Буше на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия. В фонде чертежей Научно-исследовательского музея Академии художеств сохранились два проекта В.Бренны для Коврового кабинета Павловского дворца: продольный и поперечный разрез выполненные в цвете. Они дают представление о том, каким был задуман этот интерьер.  Бренна изменил первоначальную планировку Камерона и скруглил центральную стену, чтобы разместить на ней большой гобелен «Венера в кузнице Вулкана», на противоположной стене кабинета на боковых стенах были помещены два меньших гобелена – «Диана и Эндимион» и «Венера на колеснице». Ковры заключены в резные золоченые рамы. Центральный гобелен, эффектно отражаясь в зеркале над камином, как бы создает иллюзию четвертой стены, также украшенной гобеленом. Согласно проекту В.Бренны, перекрытие представляло собой кессонированный свод сложной конфигурации. Однако после пожара 1803 года А.Н.Воронихин внес изменения в отделку и  вместо кессонов появился широкий живописный фриз в манере «гризайль» на сюжеты из античной мифологии и истории древнего Рима: «Жертвоприношение», «Персей, устрашающий врагов головой Медузы», «Боги Олимпа», «Персей, освобождающий Андромеду», «Триумф», «Основание Рима Ромулом и Ремом в виде младенцев», «Аполлон среди муз», «Поезд Вакха», «Геркулес, борющийся с Антеем», «Геркулес с Деянирой и кентавром Нессом», «Процессия с жертвенником», «Аполлон с лирой». Росписи выполнял Д.-Б.Скотти. Над дверями Воронихин поместил лепные панно с орлами.

В 1930-х годах все три гобелена были изъяты из дворца для продажи заграницу на аукционе. В настоящее время бывшие павловские гобелены находятся в Музее Поля Гетти в г.Малибу, штат Калифорния, США. В ходе работ по реставрации после Великой Отечественной войны на центральной стене был размещен гобелен «Дамы служат Дон-Кихоту», также подаренный Павлу Петровичу французским королем Людовиком XVI и ранее находившийся в Гатчинском дворце. На боковых стенах – брюссельские шпалеры на сюжеты из «Дон-Кихота» - «Посвящение Дон-Кихота в рыцари» (на левой стене) и «Дон-Кихот с баранами» (на правой стене). Эти шпалеры происходят из коллекции барона А.Штиглица, которая в 1920-х гг. была передана в Эрмитаж. После изъятия в 1932 году исторических гобеленов из Павловска, вместо них из Эрмитажа и были получены эти брюссельские шпалеры.

На своих исторических местах находится гарнитур мебели, заказанный владельцами Павловска в Париже в мастерской А.Жакоба. На мебели французские вышивки шелковой гладью, XVIII век. Большой письменный стол из красного дерева с балюстрадой из точеной слоновой кости по проекту В.Бренны был выполнен для Михайловского замка и позднее после гибели императора Павла I перевезен в Павловск.  На столе – нарядные предметы из слоновой кости и янтаря, оправленные в золоченую бронзу: настольное украшение с обелисками (В.Бренна, К.Росси, Н.Фай, 1800 г.), и чернильница работы Марии Федоровны (1800 г.). Здесь же небольшие бронзовые бюсты философов-просветителей Вольтера и Дидро (Франция, кон. XVIII века).  По обе стороны от настольного украшения стоят часы: слева мраморные часы «Артемизия, оплакивающая Мавзола», более известная как «Плакальщица» (Франция, ок.1801 г.),  справа –  «Лира» из золоченой бронзы с расписными эмалями,  с циферблатом-календарем, вмонтированным в маятник (Франция 1780-90-е гг.).  По сторонам стола на постаментах симметрично размещены мраморные статуи конца XVIII века «Геба» (слева) и «Менада, несущая маленького фавна» (справа). На консолях под брюссельскими шпалерами – парные музыкальные часы с вращающимся циферблатом в виде изящной вазы, стрелкой часов является стрела в руках маленького Амура. Корпус выполнен из пластин черепахового панциря (Англия, Лондон, мастерская П.Торклера, кон.XVIII века). Рядом с часами - японские фарфоровые вазы мануфактуры Аритта, кон.XVIII века. На камине (между окон) – гарнитур фарфоровых ваз (Франция, Севр, 1780-е гг.) с живописными медальонами на розовом фоне, подарок Людовика XVI. Перед камином – овальный столик русской работы со стеклянной столешницей, на которой рисунок «Три грации» (копия с А.Кауффман) в технике «эгломизе». Перед окнами – столики красного дерева (Россия, 1780-е гг.), на одном – бронзовая группа «Амуры, борющиеся за человеческое сердце» (Франция, кон. XVIII века.).


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2020 Разработка сайта: a2lab.pro