Быть может Вы ищете:

Парадная спальня

Это самая нарядная комната южной анфилады. Она отделана во французском вкусе и отражает французские традиции королевских спален, с которыми владельцы Павловска познакомились во время пребывания во Франции весной 1782 г. Первоначальная планировка принадлежит Ч.Камерону. Завершена спальня была в 1793-94 годах по проекту Бренны, о чем свидетельствует проектный рисунок, хранящийся в Научно-исследовательском Музее Академии художеств в Петербурге. Окончательная отделка была в большой степени обусловлена стилем французского гарнитура мебели Спальня напоминает изящную трельяжную беседку. Здесь царствует природа. В росписи шелковых настенных панно изображены переплетенные лентами гирлянды цветов, плодов, орудий сельского труда, среди которых летают птицы, бабочки и пчелы. Эти же мотивы продолжаются в росписи плафона и падуги потолка, где в круглых люнетах сидят павлины, символы семейного счастья. Росписи в XVIII веке были исполнены Я.Меттенлейтером по эскизам голландского художника В.Ван Леена, работавшего при французском дворе. Резной золоченый гарнитур мебели был заказан владельцами Павловска во время их пребывания в Париже мебельщику Анри Жакобу, который трудился над ним около двух лет, создав настоящий шедевр мебельного искусства. На предметах имеется клеймо мастера. Парадная кровать помещена против окон под балдахином. Высокая спинка украшена декоративной резьбой с изображением ваз с цветами, жертвенника любви с парящими над ним амурами и целующимися голубками, здесь же сфинксы, символы вечности, и «недреманное око», и гончие собаки, символы верности. По борту спинки изображены знаки Зодиака. Вся эта символика весьма характерна для искусства XVIII века.   Для обивки мебели использован шелк, расписанный букетами цветов, перевитыми лентами. Именно на предметах мебели сохранился подлинный расписной шелк, который послужил образцом для воссоздания шелка и росписей по нему для настенных панно, погибших во время войны. Мебельный гарнитур, по всей вероятности, был изготовлен по эскизам одного из известных французских художников-декораторов Ж.-Д. Дюгурка. Им же, по заказу русского двора, был выполнен и проект шелка для панно, которое, очевидно, предназначалось для спальни, однако заказ Лионской мануфактурой не был осуществлен, и вместо тканых панно было решено их сделать расписными. Около кровати стоят столики французской работы XVIII века, по углам – мраморные скульптуры «Мальчик с птичкой» и «Девочка с гнездом», приобретенные во время путешествия у римского скульптора К.Альбачини.

Между окон на большом столе размещен туалетный прибор из 64 предметов, изготовленный на Севрской королевской мануфактуре и преподнесенный Марии Федоровне королевой Франции Марией Антуанеттой. Доминантой сервиза является большое овальное зеркало, на него как бы наброшена французская королевская мантия, которую удерживает вверху российский двуглавый орел. По бокам ее поддерживают изящные фигуры нимф и амуров. В состав прибора входят различные флаконы, пудреницы, коробочки, шкатулки. Они выполнены из фарфора глубокого синего цвета, который называли королевским (bleu du roi), украшены росписью, позолотой и накладными эмалями, имитирующими драгоценные камни. В создании туалетного прибора принимали участие скульптор Л.-С. Буазо, ювелиры и эмальеры Ж.Дюплесси, Ж.Котто и Ле Ге. Убранство спальни дополняют и другие произведения севрского фарфора: две вазы-капли (в углах около окон), ваза-ароматница (на консоли-этажерке справа от кровати), гарнитур из трех ваз-курильниц (на камине).

После пожара 1803 года Воронихин перенес из Михайловского замка в Парадную спальню камин из белого мрамора и вставками из цветных камне: малахита, лазурита, агата. Ранее он был выполнен по проекту Бренны для   Будуара Марии Федоровны.  Внизу у камина два тагана золоченой бронзы работы (Франция, П.-Ф.Томира, 1790-е годы) и фарфоровые вазы-кратеры (Петербург, ИФЗ, 1790-е годы).

Люстра в виде фонтана из золоченой бронзы с хрустальным убором и рубиновым стеклом (Петербург, мастер И.Цех, 1797 год).

В годы ВОВ отделка Парадной спальни почти полностью погибла: сгорел живописный и резной декор, шелковые панно, значительно пострадал камин. Интерьер воссоздан в 1967 году по проекту С.В.Поповой-Гунич, росписи по шелку и штукатурке исполнены группой художников по эскизам и под руководством А.В.Трескина, лепной декор – бригадой мастеров под руководством И.И.Калугина, резной декор – В.В.Полякин, мраморный камин – П.Д.Никаноров.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2020 Разработка сайта: a2lab.pro