Возвращение картины «Сельский праздник» из коллекции графа Брюля

18 мая в экспозицию музея после реставрации возвращается картина австрийского живописца I половины XVIII века Франца де Паула Ферга «Сельский праздник». Картина будет представлена публике на выставке «К завершению реставрации» в Библиотеке Росси Павловского дворца.

Франц де Паула Ферг (1689, Вена – 1740, Лондон) родился в семье мастера исторической живописи Адама Панкратца Ферга, который стал его первым учителем. Затем Ферг совершенствовал свое мастерство у австрийского пейзажиста Йозефа Ориента, а также изучал манеру французских гравёров Жака Калло и Себастьяна Леклерка. Позже он переехал в Дрезден, а затем в Лейпциг, где сблизился с представителем немецкой пейзажной школы Иоганном Александром Тиле, на видах которого писал стаффажи. После 1720 года жил в Лондоне. Ферг известен, прежде всего, как автор жанровых сценок и камерных пейзажей с большим количеством стаффажных фигурок во вкусе голландцев конца XVII века.

«Сельский праздник» вместе с парной композицией «Итальянская ярмарка» изначально входил в убранство Картинной галереи Павловского дворца. Оба произведения происходят из знаменитой коллекции графа Брюля, которую в 1769 году Екатерина II приобрела для Эрмитажа. В царствование Павла I обе картины поступили в Павловск, где находились до 1941 года. «Итальянская ярмарка» не была эвакуирована и пропала в годы Великой Отечественной войны. В 1957 году «Сельский праздник» после возвращения из эвакуации был отреставрирован и занял свое место в восстановленной Картинной галерее.

Спустя 60 лет состояние сохранности произведения значительно ухудшилось. Наблюдались многочисленные мелкие разрывы красочного слоя, частично перекрытые изменившимися в цвете и тоне старыми реставрационными записями. В левой части изображения обращал на себя внимание обширный участок побелевшей реставрационной записи. Вся картина была покрыта мелкосетчатым кракелюром с острыми приподнятыми краями и участками шелушений и отслоений красочного слоя от медной основы. Лаковая пленка была загрязнена, пожелтела и сильно помутнела.

Более полугода шла реставрация этого небольшого произведения. Реставратор живописи ГМЗ «Павловск» Цветкова Екатерина применила методику укрепления красочного слоя и грунта на металлических основах с использованием модифицированного чесночного сока. Методика была разработана и опробована в Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа реставратором Коробовым В.А. и технологом Новиковой О.Г. Благодаря полученным знаниям и усердной работе реставратора Цветковой Екатерины картина «Сельский праздник» приобрела экспозиционный вид. Были выявлены мелкие детали, которые скрывались под старыми реставрационными записями, краски стали ярче и свежее. После реставрации золоченой рамы посетители смогут увидеть «Сельский праздник» на своем историческом месте в Картинной галерее Павловского дворца.

Разработка сайта: a2lab.pro © ГМЗ «Павловск» Copyright 2013-2017