Быть может Вы ищете:

Сегодня юбилей у Элеоноры Дорофеевны Нестеровой

Сегодня отмечает юбилей сотрудник музея-заповедника «Павловск» Элеонора Дорофеевна Нестерова.

Признанный специалист по фарфору Элеонора Дорофеевна прослужила во дворце 31 год, с 1974 по 1991 в должности главного хранителя. Награждена медалями ВДНХ – «За успехи в народном хозяйстве», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне», «За долголетний добросовестный труд», знаком «Житель блокадного Ленинграда».

Элеонора Дорофеевна родилась в Ленинграде 23 сентября 1935 года. В 1958 году после окончания факультета теории и истории искусств Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академии художеств) по рекомендации своего научного руководителя Н.Т. Ягловой была принята на работу в Павловский дворец-музей экскурсоводом и вскоре стала методистом.

Обнаружив склонность к исследовательской работе, в 1961 году она перешла в музей Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной (ныне СПГХПА им. А. Л. Штиглица) на должность хранителя фонда фарфора. Свой переход она объяснила так: «За три года водить экскурсии мне так смертельно надоело, что я воспользовалась первым подходящим случаем, чтобы сбежать в «городской» музей. Если бы в те годы кто-то сказал мне, что я не только буду хранить уникальную Павловскую коллекцию фарфора, но и приму должность главного хранителя – из рук самого Кучумова, ничего, кроме смеха, это не вызвало бы. Однако, что случилось, то случилось, но спустя несколько лет… Годы работы в Мухинском училище …дали мне бесценные знания по истории декоративно-прикладного искусства, по технологии производства фарфора, майолики и стекла, причем знакомство происходило в цехах, мастерских и лабораториях лучших отечественных и чешских предприятий и мастерских талантливейших художников. А коллекция фарфора и стекла музея Штиглица давала мне замечательную возможность проводить занятия со студентами – спецкурс по истории европейского и русского прикладного искусства». За годы работы в Мухинском училище ее связь с Павловском не прерывалась. Элеонора Дорофеевна ежегодно привозила во дворец студентов, зарубежных гостей и художников «Мухи».

В 1974 году, спустя тринадцать лет, ей представилась возможность вернуться в Павловский дворец на должность хранителя фонда фарфора. К этому времени она стала настоящим знатоком фарфора и приобрела неоценимые знания о его производстве. По признанию самой Элеоноры Дорофеевны с возвращением в Павловский дворец в ее жизни начался самый «светлый и творчески активный период» работы под руководством главного хранителя Павловского дворца-музея Анатолия Михайловича Кучумова. Спустя четыре года, в 1977 году, Анатолий Михайлович вышел на пенсию, оставив Элеонору Дорофеевну своей преемницей.

Став главным хранителем, она продолжала изучать коллекцию фарфора Павловского дворца. Гениальная догадка позволила ей связать уникальные предметы коллекции, созданные на частном заводе талантливого модельмейстера, технолога и художника Франца Гаттенбергера (в 1803 году он стал директором ИФЗ); прояснить историю создания и бытования Московского и Золотого сервизов и сервиза, изготовленного на фабрике А. Ауэрбаха, и установить, что знаменитый Розовопавильонный сервиз был подарен императрице Марии Федоровне ее невесткой императрицей Елизаветой Алексеевной, супругой Александра I, и изготовлен не в России, как считалось ранее, а во Франции.

Под ее руководством было продолжено воссоздание мебельного убранства дворца и павильонов: торшеры и банкетки Зала Мира, банкетки-лестницы, стулья и первый шкаф Библиотеки Росси, банкетки Итальянского зала и стулья Розового павильона.

За годы ее работы в музее (в том числе, в должности главного хранителя с 1977 по 1991 год) фонды Павловского дворца-музея пополнились более чем 3000 экспонатов, в том числе 1007 предметов фарфора и стекла. Поступали как целые коллекции (Н.В. Корольковой, Т.В. Ростовцевой), так и отдельные предметы, занявшие достойное место в основной экспозиции дворца. Великолепная зрительная память, знания и любовь к предметам позволяли ей узнавать, казалось, навсегда утраченные предметы павловской коллекции, находить аналоги. Так в 1983 году в антикварном магазине ею была обнаружена уникальная фарфоровая ваза работы Ф. Давиньона (1825, ИФЗ), до войны украшавшая Пилястровый кабинет Павловского дворца. В 1984 – приобретен фонарь рубинового стекла, занявший место во Втором проходном кабинете, в 1986 – парные вазы-канделябры, аналогичные утраченным, стали украшением Малинового кабинета на первом этаже основной экспозиции. Приобретались целые сервизы заводов Гарднера, Попова, Батенина. Благодаря Элеоноре Дорофеевне в фонды поступили выполненная в 1910 году на Императорском стеклянном заводе уникальная подписная ваза «Хризантемы» работы П. Красновского, коллекция французского стекла работы Галле и Даум, юбилейный сервиз Е. Фирсовой и С. Яковлевой «К 200-летию Павловска»; приобретены столики наборного дерева работы французского мастера начала ХХ века Л. Мажореля, необычный по форме и конструкции курительный столик эпохи историзма, при финансовой поддержке Министерства культуры СССР на аукционе Sotheby’s куплены парные миниатюрные портреты великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны работы Б. Батони.

Несмотря на занятость, участие в ученых и реставрационных советах, встречи со специалистами и приемы высоких гостей, она находила время для рецензирования дипломных работ студентов кафедры керамики и стекла ЛВХПУ им. В. И. Мухиной.

Знакомство с художниками–выпускниками Мухинского училища, сотрудниками Ленинградского фарфорового и Стеклянного заводов стало основой для сотрудничества и проведения выставок во дворце и павильонах Павловского парка.

Ее знания и опыт позволили Павловскому дворцу-музею в 1994 году провести первую зарубежную выставку в музее-замке герцогов Вюртембергских в Монбельяре (Франция). Выставка была посвящена русскому фарфору.

После выхода на пенсию Элеонора Дорофеевна поддерживает контакты с сотрудниками научного отдела, интересуется новыми выставками и публикациями коллег.

Коллектив Государственного музея-заповедника «Павловск» сердечно поздравляет Элеонору Дорофеевну с Днем рождения, желает крепкого здоровья и творческого долголетия!

Выставки, организованные Э.Д. Нестеровой:

1979 «Творческие работы студентов и преподавателей ЛВХПУ им. Мухиной (Храм Дружбы)

1984 Выставка фарфора из фондов ГМЗ «Павловск» (Молочный домик)

1985 «Русский и советский фарфор». К 240-летию ЛФЗ им. М.В. Ломоносова. (Молочный домик)

1987 «Фарфор Китая и Японии» выставка из фондов ГМЗ «Павловск». (Молочный домик)

1987 Выставка ленинградских художников-керамистов Нины и Александра Гущиных (Храм Дружбы)

1989 Выставка «Фарфор Татьяны Линчевской» – в выставочном зале северного корпуса ПДМ (Выставочный зал Северного корпуса ГМЗ «Павловск»)

1989 Выставка работ художника по стеклу Бориса Федорова /Калининский стекольный завод/ (Выставочный зал Северного корпуса ГМЗ «Павловск»)

1989 «Невский хрусталь». Выставка работ художников Ленинградского завода художественного стекла. (Выставочный зал Северного корпуса ГМЗ «Павловск»)

1990 Выставка работ художника по стеклу Юрия Бякова. (Молочный домик)

1991 «Дуэт» – выставка работ художников Н. Гончаровой и Н. Тихомировой. (Молочный домик)

1991 Выставка работ по стеклу И. Родионовой и Н. Южаковой. (Выставочный зал Северного корпуса ГМЗ «Павловск»)

1993 Новые поступления в коллекции Павловского дворца. 63 предмета фарфора и стекла. (Выставочный зал Северного корпуса ГМЗ «Павловск»)


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2020 Разработка сайта: a2lab.pro