Быть может Вы ищете:

Люстра из Итальянского зала

В собрании русских осветительных приборов, украшающих интерьеры Павловского дворца, бесспорным шедевром является люстра центрального Итальянского зала.

Шток этой большой двухъярусной люстры на 30 свечей декорирован несколькими вазочками-балясинами рубинового стекла. Сверху шток завершается шестью бронзовыми завитками, имитирующими страусовые перья, снизу штока – шишка в виде грозди винограда с листьями. Бронзовый каркас светильника дополнен скульптурными масками козлов и фигурками путти, держащих рожки для свеч и пирамидки с хрустальными подвесками.

История этой люстры хорошо прослеживается по сохранившимся архивным документам. Первоначально она находилась в Михайловском замке, новой императорской резиденции Павла I, построенной в небывало короткий срок и оформленной с чрезвычайной пышностью. Согласно описи Бельэтажа замка 1801 года, люстра украшала Тронный зал императрицы Марии Федоровны: «Один большой бронзовый люстр о 30-ти шандалах, по середине коего большая ваза из красного стекла, с хрустальными подсвечниками и с шестью султанами бисерными на подобие страусовых перьев зделанными с бронзовою под исподом шишкою в виде грозда».

Вскоре после смерти Павла I имущество замка было расформировано. По воле уже вдовствующей императрицы Марии Федоровны люстра из ее бывшей Тронной была отпущена 4 июня 1804 года в Павловск. Сначала она вошла в убранство Зеркального (Танцевального) зала в нижнем этаже дворца, но в 1825 году перевешена в Итальянский зал. Здесь она находится до сих пор, став одним из самых узнаваемых символов Павловска.

Введение скульптурных элементов в бронзовый каркас люстры – явление нехарактерное для петербуржских бронзовщиков конца XVIII века. Вместе с тем использование рубинного стекла в декоре центрального штока свидетельствует в пользу русского происхождения данного светильника. Эту загадку удалось разрешить, когда стало очевидно, что люстра для Тронной императрицы Марии Федоровны была выполнена «по мотивам» французской люстры с горным хрусталем, доставленной в Петербург в апреле 1799 года. В счетах на поставку декоративной бронзы для Михайловского замка она описана как «очень красивая люстра с горным хрусталем, самая красивая из всех существующих». Эта люстра была самым дорогим предметом из всех закупок французской бронзы для Михайловского замка, стоившим Кабинету 24 000 рублей. Она была изобильно украшена бронзовыми фигурами и маскаронами, а ее «верхнее украшение состояло из 6 ветвей и завитков бронзовых».

Высочайший уровень чеканки и золочения бронзовых деталей павловской люстры дает основание вспомнить о лучшем петербургском бронзовщике конца XVIII – начала ХХ века – Пьере Ажи. С 1780-х годов он много работал для Императорского двора. Именно Ажи в конце 1790-х годов, под веянием французской моды часто поручали «одевать в бронзу» изделия русских камнерезных фабрик. Будучи скульптором, он создал для них большое количество фигурок путти, сатиров, сирен и маскаронов с головками козлов и сатиров, подобных тем, которые украшают люстру Итальянского зала.

Таким образом, с большой долей вероятности можно утверждать, что люстра на 30 свечей с рубиновым стеклом и с богатым бронзовым декором была изготовлена около 1800 года в Петербурге в мастерской Пьера Ажи «по мотивам» французской люстры, поставленной в 1799 году для Михайловского замка.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2020 Разработка сайта: a2lab.pro