Быть может Вы ищете:

Порфировые вазы во французском вкусе

В Картинной галерее Павловского дворца наряду с живописными полотнами представлены прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства. Среди них – две большие овоидные (в форме яйца) вазы из коричневого порфира, обильно украшенные золоченой бронзой. Бронзовые ручки ваз выполнены в виде козлиных голов с тонкой чеканкой, очень реалистично передающей фактуру шерсти на мордах животных. Между ручками по тулову перекинуты виноградные гирлянды. Крышка обрамлена лавровым венком и увенчана розеткой из листьев с шишкой. Плечики и низ тулова декорируют накладки из листьев аканта и стилизованных цветов.

Вазы интересны не только своим художественным обликом, но и любопытной историей бытования и атрибуции. В первой половине XX века они считались французской работой XVIII века. Повод для такой атрибуции давала великолепная бронзовая оправа ваз, выполненная в стиле французского короля Людовика XVI. Только в 1960-е годы главный хранитель Павловского дворца-музея А.М. Кучумов отнес вазы к изделиям Колыванской шлифовальной фабрики, учрежденной на Алтае в 1786 году. Основанием для пересмотра стал рисунок из альбома изделий фабрики, хранящийся в собрании Государственного Эрмитажа. Надпись под изображением гласит: «Сделана пара вазъ изъ кафейнаго коргонскаго порфира № 100й, величиною 1 аршинъ и отправлены в Санктъ петербургъ июня 5го дня 1789го года. Ценою в 338 руб 29 ½ коп. каждая»

Вазы изготовлены из кофейного коричневого порфира (темно-коричневого цвета со светлыми вкраплениями), открытого на Колывани в 1786 году на реке Коргон поисковой партией П.И. Шангина.

В 1789 году они вошли в партию из пяти порфировых ваз, отправленных с Колывани в Петербург. В это время в столице заканчивалось строительство Таврического дворца, предназначенного для фаворита императрицы Екатерины II князя Г.А. Потемкина. Очевидно, все эти пять ваз, привезенные с Колывани, были подарены фавориту и вошли в убранство Таврического дворца. После смерти «светлейшего князя» в 1792 году дворец со всем имуществом был приобретен в казну. Передаточная опись указывает, что четыре порфировые вазы без какого-либо бронзового декора находились в Зимнем саду дворца.

В 1799 году в связи с указом Павла I об передаче Таврического дворца под казармы Лейб-гвардии конного полка из него стали срочно вывозить все имущество, распределением которого занимался архитектор В. Бренна. Вероятно, именно Бренне и пришла идея «одеть вазы в бронзу» и использовать в убранстве строящегося Михайловского замка – новой резиденции императора Павла I. Это был первый опыт декорирования колыванских ваз бронзой. С большой долей вероятности можно утверждать, что бронзовый декор ваз выполнен в 1800 году лучшим петербургским бронзовщиком Пьером Ажи, работавшим в России с 1780-х годов.

Именно Ажи чаще всего поручали в 1802-1804 годы «одевать в бронзу» вазы, изготовленные на русских камнерезных фабриках, что частично подтверждается сохранившимися указами Кабинета о выплате ему денег. О высочайшем качестве его работ говорит тот факт, что в 1802 году изделия Ажи, которые продавались в одном из петербуржских магазинов, были арестованы как «товары французского производства», запрещенные ко ввозу в Россию. В этой ситуации заступиться за мастера пришлось графу А.С. Строганову, который заверял министра коммерции Н.П. Румянцева: «…я с моей стороны уверить вас могу, что бронзы им Ажисом обрабатываемые нимало не уступают привозимой из Франции, и потому не извольте удивляться, что те вещи имеют такую же к чести художника доброту, как и иностранные».

По неизвестной причине эти «две вазы большие порфирного камня с бронзовыми украшениями» не вошли в убранство Михайловского замка, а 18 февраля 1801 года были доставлены в Павловск. Первоначально они украшали Новый кабинет императора на первом этаже дворца. В 1828 году по желанию вдовствующей императрицы Марии Федоровны вазы были перемещены в Картинную галерею. Там они находились до 1930 года, пока не были изъяты Экспертно-оценочной комиссией при Всесоюзном объединении по экспорту «Антиквариат» как вещи «первоклассного качества – ценою от 25000 до 30000 руб.». В 1931 году они выставлялись на распродаже аукциона Лепке в Берлине. По счастливой случайности вазы не были проданы и вернулись в Россию, но были переданы в Эрмитаж, где благополучно пережили годы военного лихолетья.

В 1958 году по инициативе А.М. Кучумова порфировые вазы возвращены в Павловск. Сегодня их снова можно видеть на своем историческом месте в Картинной галерее.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024