Быть может Вы ищете:

Выставка «Семейный альбом. Датско-российские династические связи»

С 18 июня 2014 года по 14 сентября в Государственном музее-заповеднике «Павловск» начинает работать выставка «Семейный альбом. Датско-российские династические связи». Она подготовлена Национальным историческим музеем в замке Фредериксборг (Дания, город Хиллерёд) и Государственным музеем-заповедником «Павловск». На протяжении многих лет музей-заповедник «Павловск» и Датские королевские музеи работали над созданием совместных выставок, как в Дании, так и в России. Культурное сотрудничество продолжается и сегодня.

Основные экспонаты выставки - уникальные исторические фотографии из семейного альбома датской королевской семьи и ГМЗ «Павловск».

Тесные семейные связи между королевской Данией и императорской Россией начались в 1866 году, когда датская принцесса Дагмар, приняв православие и получив имя Марии Федоровны, стала супругой великого князя Александра Александровича, наследника российского престола. Спустя 15 лет после гибели отца, Александра II, он станет императором Александром III.

Во всей этой истории есть свои закономерности и случайности. Отец принцессы Дагмар - принц Кристиан принадлежал к боковой ветви датской династии и вовсе не помышлял о троне, но судьба распорядилась иначе. Так как прямая ветвь оборвалась, он был провозглашен королем Кристианом IX, а его дети породнились с правящими домами Европы. Что же до великого князя Александра Александровича, то будучи вторым сыном Александра II, он не был наследником престола и даже получил иное образование, нежели его старший брат цесаревич Николай Александрович, но тот внезапно умер от скоротечной чахотки. А принцесса Дагмар, нареченная невеста Николая Александровича, стала супругой его брата Александра, и это был счастливый брак.

Через императрицу Марию Федоровну Российский императорский дом породнился с Королевскими домами Британии и Греции. Сын Марии Федоровны и Александра III император Николай II и английский король Георг V, родной племянник Марии Федоровны, были кузенами. Двоюродная сестра Александра III великая княгиня Ольга Константиновна стала супругой греческого короля Георга I, родного брата Марии Федоровны. Таким образом, в конце XIX - начале XX века датско-российские династические связи расширили свое влияние на всю Европу. Все это и нашло отражение в выставке «Семейный альбом», где представлено около 100 фотографий, в которых на фоне семейных отношений прослеживается история, быт и вкусы эпохи.

Выставка экспонируется в Библиотеке Росси.

До революции семейный альбом Романовых был чрезвычайно велик: шла фиксация всех важных событий. На любительском уровне фотографией занимались и Александра Федоровна и Николай II.

После революции снимки предали забвению. А в Великую Отечественную войну многие из них сохранились благодаря тому, что использовались... как уплотнительный материал при упаковке экспонатов, которые увозили в тыл.

Вернувшиеся из эвакуации фотоархивы было решено списать и уничтожить - не представляют они исторического интереса! Списать списали, но не уничтожили. Таким удивительным образом сохранилось фотонаследие, состоящее из 1000 снимков, изучением которых занялись научные сотрудники музея Нина Стадничук и Рифат Гафифуллин.

«Павловск» представил на выставку и ряд произведений датской школы живописи. Особый интерес вызывает картина одного из самых известных художников конца XIX века Лауритса Туксена «Семья императора Александра III в Дании».

Интерьеры датских королевских дворцов, где часто бывали представителя дома Романовых, созданные художниками Иосифом Теодором и Адольфом Генрихом Ганзенами, расширяют наше представление о той атмосфере жизни, что отражена в фотографиях.

Украшением экспозиции являются фарфоровые вазы Копенгагенской королевской мануфактуры 1890-х годов, которые любила коллекционировать императрица Мария Федоровна. Ее овальный портрет работы художника И. Галкина является своеобразным знаковым символом выставки.

Во время экспонирования выставки будут демонстрироваться документальные короткометражные фильмы пионера датской кинематографии Петера Эльфельта, предоставленные датской стороной. К показу подготовлены фрагменты четырех картин П.Эльфельта как режиссера и оператора:

  • «Монархи фотографируются», 1899 год
  • «Визит императрицы в Хельсингёр», 1900 год
  • «Визит Николая II в датский Хельсингёр», 1901 год

Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024