Быть может Вы ищете:

Таганы

Научный сотрудник музея-заповедника Ольга Баженова рассказывает об уникальной коллекции французских таганов золоченой бронзы в Павловском дворце, не имеющей аналогов ни в одном другом музее России.

Во второй половине XVIII века во Франции таганы стали непременным украшением камина: это невысокие постаменты, на которых размещались декоративные композиции с вазами, треножниками, фигурками животных, мифических персонажей. С тыльной стороны к золоченому постаменту тагана крепилась чугунная решетка, уходящая вглубь топки. На решетку складывали дрова, и это должно было обеспечить циркуляцию воздуха со всех сторон, создавая оптимальные условия горения с минимальным количеством дыма. Таганы размещали попарно в устье топки камина. Таким образом, они одновременно использовались как утилитарный и декоративный предмет.

Можно предположить, что первые французские таганы были приобретены для Павловска во время заграничного путешествия вел. кн. Павла Петровича и его супруги в 1781 – 1782 годах по Европе под именами графов Северных. Почти месяц провели они в Париже, где не только осматривали интерьеры великолепных дворцов и особняков, но также посещали знаменитые магазины, торговавшие первоклассными предметами меблировки.

К числу предполагаемых покупок графов Северных можно отнести «пару таганов, зъ бронзовыми собачками», которая упоминается в убранстве первого этажа Павловского дворца в самой ранней описи 1790 года. Таганы с подобными фигурками собачек вошли в ассортимент французских бронзовщиков еще в середине XVIII века. По характеру же оформления постаментов павловских таганов, украшенных маской солнца, завитками аканта и жемчужником, их можно датировать 1770 – началом 1780-х годов.

Архивные документы свидетельствуют, что 14 февраля 1785 года из Петербурга в Павловск поступили три «пары таганов каминных железных позолоченных, на 1-м военная арматура, на 2-м вазы, на 3-м два зверя». Все они вошли в убранство Парадных залов Павловского дворца.

«Пара таганов с бронзовыми вазами на шести ножках» была поставлена перед камином в Парадной Спальне, а потом перемещена в соседнюю Туалетную комнату. В убранстве Будуара Марии Федоровны использованы таганы «с двумя зверями»: это фигуры двух грифонов, расположенных по сторонам вазы с ручками в виде переплетающихся змей и украшенной по тулову гирляндой цветов. Тонкая чеканка и золочение в два тона деталей этих таганов бесспорно свидетельствуют о высоком уровне их создателей.

Предметы, обозначенные в списке 1785 года как «таганы с военною арматурою», находились в Малом кабинете Павла I. Упоминание о них есть в описи 1801 года: «внутри камина пара таганов бронзовых на 2-х ножках, на которых по два знамени и по булаве». Сегодня очевидно, что в ранние описания этих экспонатов вкралась ошибка: в их композиции использована не булава, а воздушный шар «монгольфьер», который своим очертанием действительно напоминает булаву. То есть, «таганы с военною арматурою» на самом деле представляют собой воздушный шар с корзиной, украшенной двумя флагами. Снизу под корзиной расположена горящая жаровня на трех ножках.

Впервые демонстрация воздушного шара, изобретенного братьями Монгольфье, состоялась на базарной площади в их родном городе Анноне 5 июня 1783 года. Шар поднялся в высоту за счет нагретого воздуха. Три месяца спустя воздушный шар уже с первыми путешественниками, которыми стали баран, петух и утка, взмыл в воздух в присутствии Людовика XVI во дворе королевского дворца в Версале. Он пролетел за 10 минут четыре километра.

Первые полеты воздушного шара стали настоящей сенсацией, и вскоре во Франции появилась серия гравюр, запечатлевших это знаменательное событие. Эта тема нашла отражение и в декоративно-прикладном искусстве: известно несколько моделей каминных часов, барабан которых помещен в корпус в виде шара «монгльфьера». Использование этого сюжета в оформлении таганов – редкость. Выявленная дата поступления таганов в Павловск – 14 февраля 1785 года – позволяет точно назвать год их создания во Франции. С учетом необходимого времени на доставку из Парижа в Петербург, можно с уверенностью говорить, что эти таганы были изготовлены в 1784 году.

К числу настоящих раритетов можно отнести четыре тагана из Греческого зала – с фигурами сфинксов, сидящих по сторонам треножника с курильницей, и лежащими рядом военными доспехами. Все четыре тагана сзади на постаменте имеют клеймо: «WALLNER A PARIS».

Подписи или клейма бронзовщиков во второй половине XVIII века – явление редкое. Даже самые прославленные бронзовщики клеймили свои изделия лишь в исключительных случаях, и большинство предметов декоративной бронзы в стиле Людовика XVI так и осталось анонимными. Среди довольно представительной коллекции изделий французской бронзы XVIII века из собрания Павловска только на этих четырех таганах есть клеймо мастера. К сожалению, о самом бронзовщике Валлнере мало что известно, а его подпись больше не обнаружена ни на одном другом предмете французской бронзы. Возможно, павловские таганы были изготовлены братьями Валлнерами, которые работали в Париже в конце XVIII – начале XIX веков. Это племянники известного бронзовщика Ж.К.Т. Дюплесси (1730 – 1783), имевшего звание литейщика, чеканщика и позолотчика короля. Вполне реально предположить, что братья Валлнеры прошли курс обучения в мастерской своего родственника и получили прекрасные навыки обработки бронзы.

В 1802 году в Павловск были привезены два каминных гарнитура, находившихся первоначально в Михайловском замке. Известно, что в 1798 – 1799 годах для новой императорской резиденции, возводимой в центре Петербурга по указу Павла I, было куплено более пятисот изделий французской обстановочной бронзы. Это был единственный случай в Европе XVIII века, когда закупки производились с таким размахом и в то же время при таком тщательном отборе. Среди разнообразных предметов золоченой бронзы, приобретенных для меблировки замка, находилось восемнадцать пар таганов. Здесь были таганы с фигурами сфинксов, химер, грифонов, лежащих и стоящих львов, «с гениями, держащими в руках цепочки», «с мальчиками, греющими руки над пламенем, выходящих из жаровен».

Кроме таганов для Михайловского замка было куплено еще восемь каминных балюстрад. Этот относительно новый вид интерьерного декора появился во Франции в период Директории (1795 – 1799) и был очень востребован в эпоху Ампира. Состояли они из двух невысоких постаментов со скульптурными фигурками или композициями, соединенными между собой невысокой перекладиной из орнаментированной бронзы. Такие балюстрады устанавливались перед таганами исключительно в декоративных целях и вносили дополнительный изыск в оформление каминов.

К 1 февраля 1801 года все предметы меблировки, приобретенные для Михайловского замка, были расставлены по местам. Но внезапная смерть Павла I от рук заговорщиков 11 марта 1801 года изменила предназначение только что построенного замка. Вскоре почти вся меблировка оказалась расформирована, но часть бронзовых вещей по настоянию вдовствующей императрицы Марии Федоровны поступила впоследствии в ее любимую загородную резиденцию. Самая большая партия бронзы из Михайловского замка, насчитывающая 40 предметов, была принята в Павловске 31 марта 1802 года. Среди них находились два каминных гарнитура, состоящих из таганов и каминной балюстрады. Так, в Новом кабинете нижнего этажа появились: «балюстрад к камину бронзовый вызолоченный по концам с сидящими двумя женскими фигурами и двумя купидонами, дающими им урок» и «одна пара таганов из золоченой бронзы по концам коей на четырехугольных пьедесталах вазы из зеленой бронзы с сатировыми вызолоченными головкам». В Парадной спальне были поставлены: «каминный балюстрад бронзовый вызолоченный со стоящими по концам львами зеленой бронзы» и «пара таганов бронзовых вызолоченных, представляющих огонь, воздух и воду, составленных из 2-х фигур зеленой бронзы, льющей воду в сосуд для птиц на краю оного сосуда сидящей, с барельефами, изображающими Вулкана и Плутона».

Сегодня каминные гарнитуры можно увидеть только в экспозиции Павловского дворца.

Уместно задать вопрос: насколько часто таганы использовались по своему утилитарному назначению как подставки для дров? Среди всех павловских таганов, только на одной паре с воздушным шаром «монгольфьером» видны следы копоти – неизбежный результат горения. Избавиться от копоти на позолоте можно лишь путем перезолочения предметов, как периодически поступали во Франции. Напрашивается вывод, что при русском императорском дворе ценилась в первую очередь декоративная роль таганов, нежели их утилитарное назначение. Можно даже предположить, что придворным истопникам наоборот давалось указания в случае разведения огня в каминах отодвигать таганы на безопасное для позолоты расстояние.

Подводя итоги изложенному, подчеркнем, что собрание французских таганов и каминных балюстрад  Павловского дворца характеризуется как разнообразием сюжетов, использованных в их композиции, так и прекрасным качеством обработки бронзы, что позволяет отнести их к разряду высокохудожественных произведений французских бронзовщиков последней трети XVIII века. Хоть и небольшое в целом в количественном отношении это собрание не имеет аналогий ни в одной другой музейной коллекции России.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024