Быть может Вы ищете:

Гений Павловска исцеляет душу. Проверено веками

Вера Дементьева: «Гений Павловска исцеляет душу. Проверено веками»

Государственный музей-заповедник «Павловск» готовится перейти под федеральное управление. Правительство России и администрация Санкт-Петербурга оформляют документы, необходимые для передачи музея в ведение Министерства культуры. «Парламентская газета» попросила директора ГМЗ «Павловск» Дементьеву Веру Анатольевну прокомментировать предстоящие перемены:

- Вера Анатольевна, признаться, известие о переходе Павловска на федеральный уровень многих застало врасплох. Ведь все, за исключением музейных специалистов, были уверены, что Павловск – федеральный объект. Как так получилось, что он оказался региональным, в то время как Царское Село и Петергоф – федеральные?

- Верно. Так многие и думают. Но нужно уточнить: здесь смешивается понятие охранного статуса Павловского дворцово-паркового ансамбля как объекта культурного наследия и функциональная подчиненность музея-заповедника как госучреждения культуры.

С 1995 года Павловск – объект культурного наследия федерального значения. Еще ранее в 1990-м он признан компонентом Объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО так же, как и Царское Село, и Петергоф. А вот сам музей-заповедник «Павловск» - подчинен Комитету по культуре Санкт-Петербурга, объекты недвижимости и часть музейных предметов находятся в собственности города. При этом историческая коллекция – собственность РФ. Не думаю, что подчиненность городу как-то умаляет значение Павловска. Но, действительно, это странно. Как так получилось? Разные люди, в том числе и близкие музеям, ответят на этот вопрос по-разному.

- У вас есть своя версия?

- Обывательскую версию – мол, кто-то из директоров был мил, а кто-то не очень, кого-то взяли, а кому-то отказали – отбросим сразу.

Да, Павловск первым из пригородных дворцов был восстановлен. В 1957 году отреставрированные залы дворца-музея были открыты для посетителей. Петергоф, Царское Село еще только мечтали об этом. В своем восстановлении они сильно продвинулись в 1970-1980 годы. В тот период все вопросы решались в Москве. Справедливости ради, следует вспомнить роль В.И. Матвиенко. Будучи зампредом Исполкома Ленсовета, она с безотказным напором добивалась бюджетных средств, фондов, лимитов. Сегодня мало кто поймет, что такое фонды, лимиты на материалы. Но без них никакие деньги не смогли бы превратить проекты в реальность. Обеспечение реставрационных проектов Петергофа, Царского села, Ораниенбаума – это все она, В.И. Матвиенко. Я, очевидец ее усилий, говорю со знанием дела. Назову лишь часть запущенных в то время реставрационных программ – Большой каскад Петергофа, Янтарная комната Царского Села, объекты Ораниенбаума.

Но грянули 90-е, а с ними - разграничение полномочий между федеральным центром и Петербургом. Нищий в те годы город просто не смог бы завершить стройки, да и содержать музеи Петергофа и Царского Села ему было бы не под силу. Павловск в то время пребывал в самодостаточности. Ошибочно считалось, что ему ничего не нужно. Павловск, восстановленный лишь в общих чертах, застыл, так и не ликвидировав до конца следы военных разрушений. Работы длятся и сегодня.

- Почему именно Павловск после войны был восстановлен первым?

- Безусловно, выбор был неслучайным. Такое решение Советского Правительства делает ему честь.

Во-первых, утрата Павловска означала не просто исчезновение одного, пусть и очень ценного ансамбля. Речь шла об утрате целой эпохи русской культуры конца  XVIII – начала XIX веков – периода ее расцвета и подлинного великолепия. Вплоть до Великой Отечественной войны Павловский дворец сохранял высокую степень аутентичности. Наследники-владельцы Павловска превратили Парадные залы и личные покои императрицы в мемориал в честь «нашей матушки». После смерти Марии Федоровны в 1828-м году, дворец не был назван музеем, но стал таковым по сути. Его посещали по особым разрешениям.

Во-вторых, сожженные и разграбленные нацистами пригородные дворцы представляли собой подлинную катастрофу. И казались безвозвратно погибшими. Более всех пострадал Большой дворец Петергофа, почти полностью был утрачен Большой зал Екатерининского дворца.  

Сейчас я скажу то, что неизвестно широкой аудитории, и о чем почему-то не говорят специалисты. Павловский дворец – детище другой эпохи. В отделке его интерьеров использованы штукатурки и искусственный мрамор, которые в пожарах полностью не прогорают. Собрать, промаркировать вывалы и осыпи – вот она возможность восстановления дворца реставрационными методами.  Еще один плюс - сохраненная в эвакуации документация (проектные чертежи, эскизы, архитектурные фиксации). Это давало возможность восстановить дворец с научной достоверностью. Так что Павловский дворец не новодел, он отреставрирован с максимально возможным тщанием. Эвакуированная коллекция уникальных произведений искусства (сохранено более 60%) гарантировала, что во дворце снова будет размещен музей. Созданную экспозицию назвали «Музей художественного убранства русских дворцов конца XVIII – начала XIX веков».

- Кто выступил инициатором перехода музея-заповедника с городского на федеральный уровень? Что даст музею новый статус?

- Инициатор – председатель Правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, он же принял решение.

Еще 10 лет назад Д.А. Медведев будучи Президентом РФ посетил Павловск и говорил о необходимости перехода музея в федеральное подчинение.

На этот раз дело было так. 16 сентября В Павловском дворце состоялся прием главы Госсовета Китая Ли Кэцяна и его супруги Чэн Хун. Их встречает председатель Правительства РФ Д.А. Медведев и его супруга С.В. Медведева. В краткие минуты ожидания высоких гостей Дмитрий Аанатольевич спросил: «Что вы скажете о переходе в федеральное подчинение? Это для музея хорошо?» Я только и смогла ответить, что «это логично… и справедливо». Дмитрий Анатольевич был стремителен и деловит. Тут же состоялись телефонные переговоры с губернатором Петербурга А.Д. Бегловым и Министром культуры РФ В.В. Мединским.

Все это застало меня врасплох. В мыслях я сосредоточилась на экскурсии. Как ее вести? Не секрет, что Д.А. Медведев с детства прекрасно знает Павловск, а Светлану Владимировну мы не раз встречали в аллеях Павловского парка. Я подумала, как прекрасно, что Глава Правительства в знак человеческого доверия показывает лидеру другой страны то, что любит всем сердцем.

В протокольные 30-40 минут, намеченных для экскурсии, я не уложилась - знакомство с дворцом затянулось на добрый час. Ли Кэцян проявил живой и неподдельный интерес к шедеврам дворцовой коллекции.

Так в нашем музейном календаре появилась новая памятная дата – 16 сентября 2019 года. Мы назвали ее днем федерализации Павловска. Нас уже поздравил глава Союза музеев России, директор Эрмитажа М.Б. Пиотровский. Он считает, что Павловск никогда не был во втором ряду императорских резиденций, а его музейная экспозиция по-настоящему представляет вкус и ценности Российской империи.

Пожелал успехов музею и режиссер А.Н. Сокуров: по его мнению, Павловск – единственный музей, который дает представление о человеческом лице императорской власти. Ювелирная формулировка уникальности Павловска.

- Есть ли какие-то проекты, которые станет возможным осуществить именно в федеральном статусе?

- Нельзя сказать, что мы были обделены вниманием федеральных властей. Так, совсем недавно старанием первых лиц нашего государства в Павловск была возвращена ваза белого мрамора второй половины XVIII века, похищенная в годы оккупации.

Третий сезон подряд по приказу министра обороны РФ С.К. Шойгу военнослужащие безвозмездно проводят очистку парка от взрывоопасных предметов. Ежегодно израненная земля Павловского парка выталкивает смертоносное железо. Теперь у музея есть гарантия безопасности, гарантия спокойствия.

Расскажу о текущем проекте. В Павловском парке завершен капитальный ремонт и реставрация Оленьего моста. Когда-то его украшали две пары скульптурных изображений оленей (молодых и зрелых). Последние упоминания о них датированы 1928-м годом. Скульптуры оленей – устойчивая структура парков Европы второй половины XIX века. Как дань моде они появились в Ораниенбауме, Павловске, Михайловске, Знаменке и Стрельне. Павловские олени выполнены по модели немецкого скульптора К.Д. Рауха. В ходе исследований выяснилось, что скульптуры оленей из Стрельны (та же модель) в туркестанскую ссылку вывез великий князь Николай Константинович и установил их перед фасадом своего дворца в Ташкенте (ныне это Дом приемов МИД Узбекистана). Досадно, но у них сохранились лишь скульптуры молодых оленей. И тем не менее, две копии с них уже едут в Петербург в качестве дара России от Узбекистана. Камерность проекта не умаляет его значимость в развитии культурных связей между нашими странами. Его реализация стала возможной благодаря усилиям Главы Совета Федерации РФ В.И.Матвиенко и Председателя Межлиса Узбекистана Нагматиллы Йулдошева (ныне он – генеральный прокурор Узбекистана). Вторую пару – взрослых оленей – будем делать сами.      

 - Изменения статуса музея и источников финансирования повлекут ли за собой изменения в количестве и формате мероприятий?

- В Министерстве культуры РФ уже сравнивали доходы Павловска с миллиардами Царского Села и Петергофа. Я благодарна Алле Юрьевне Маниловой, заместителю Министра культуры РФ, за фразу своим подчиненным: «Коллеги, у Павловска нет фонтанов, нет и Янтарной комнаты». Понятно, это сказано не в упрек, это про посещаемость и деньги. И про то, что каждый заповедник имеет свое лицо.

Я сочувствую тем музеям, которые становятся заложниками монобренда. Такой участи для Павловска не желаю. Павловский дворцово-парковый ансамбль – синтетическое явление, это территория великого искусства, искреннего и честного, здесь отсутствует пафос. Это мир художественного великолепия и подлинной гармонии, совместное творение человеческого гения и природы. В Павловском парке люди обретают душевное равновесие и жизненную энергию. У меня язык не поворачивается называть их посетителями, это скорее пилигримы, паломники.

В парке иногда мы видим известных людей, в том числе, высокопоставленных государственных чиновников, которые предпочитают посетить Павловск инкогнито, без лишней шумихи. А, если предупреждают о своем визите, так только с просьбой не устраивать «групп сопровождения». Мы не подносим таким высоким гостям «Книгу почетных гостей», уважая их право на приватность.

- Изменится ли стоимость входа в парк? Экскурсий во дворец?

- Со времени знаменитых Штраусовских сезонов и до сих пор Павловск – часть культурной идентичности петербуржцев. Мы рады туристам, но особенно гордимся тем, что у нас есть своя многочисленная аудитория многократного и всесезонного посещения. Более полутора миллионов человек в год посещают наш заповедник. Более 40% из них – петербуржцы. Стоимость прохода в парк не меняем десятилетиями – это 100 рублей. Сравните с другими парками императорских резиденций.

И последнее. Это моя просьба к читателям. Приезжайте в Павловск. Не ищите причин и поводов. Просто найдите время. Вдохните воздух Тройной липовой аллеи и все… Благородная простота и величественная торжественность пейзажей помогут обрести спокойствие, пробудят энергию. Тревоги, волнения, внешние раздражители отступят.

Таков Гений Павловска. Он исцеляет. Душу точно. Проверено веками.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024