Быть может Вы ищете:

Портрет Павла Первого в детстве возвращается в ГМЗ «Павловск»

26 мая в 16 часов в Концертном зале ГМЗ «Павловск» состоится передача в дар музею портрета Павла Первого в детстве из исторической коллекции Павловского дворца.

На лицевой стороне холста в левом нижнем углу светло-голубой краской - 59 (номер по каталогу Григоровича 1849 года «Портретов Императорской фамилии и других высоких особ в Павловске во дворцах находящихся». На тыльной стороне в левом верхнем углу темной краской - 3834 ПДМ (номер по инвентарной книге №8 Павловского дворца-музея 1938 г.).

Произведение относится, скорее всего, к концу 1750-х годов. Холст, масло. 49 х 59 см. Автор неизвестен.

Великий князь Павел Петрович, будущий император Павел I, запечатлен в раннем детстве. На нем кафтан из серебряной парчи, отделанный широким золотым галуном, лента и звезда ордена Св. Андрея Первозванного и орден Св. Анны на шее. На голове мальчика чепчик, поверх которого повязка синего бархата, украшенная бриллиантами и аграфом со страусовым пером, в руках чистый лист бумаги. Маленький великий князь изображен на фоне пейзажа, слева ствол дерева, справа мраморная ваза.

С середины XIX в. произведение четырежды упоминается в учетной документации Павловского дворца. По всем стилистическим признакам относится к русской школе живописи второй трети XVIII века. Знаменитый исследователь русского портрета Н.Н. Врангель соотнес его с кистью А.П. Антропова (1716-1795).

В Павловском дворце хранилось два подобных портрета, они были идентичны по композиции, но отличались размерами. В каталоге Григоровича 1849 г. рядом с описанием портрета (размер 13 вершков х 10 ¾ вершка, что примерно соответствует 57,5 х 47,5см) стоит помета карандашом 1913 г: «№ 59а – Кабинет Вел. кн. Константина Константиновича. № 59б - Левый флигель, №18, Ванная». Исходя из размеров, можно утверждать: портрет соответствует № 59а (по помете 1913 г. в каталоге Григоровича), № 601 (по описи 1919 г.) и № 334 (по каталогу Зубова). Именно этот портрет принимал участие в Выставке русской портретной живописи за 150 лет (1700-1850), которая состоялась в Петербурге в 1902 г., и зафиксирован в каталоге выставки, составленном Н.Н. Врангелем.

Портрет Павла Петровича благополучно пережил время музейных распродаж, но по неизвестным причинам не был эвакуирован в начале Великой Отечественной войны и оставался во дворце во время оккупации. После освобождения Павловска в январе 1944 г. портрета во дворце не оказалось. Не был он обнаружен и в послевоенные годы.

Алексей Николаевич Шмаргуненко, нынешний владелец произведения, приобрел его и передает в дар музею. И с этого момента в «Свободном каталоге культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны», том 2, можно ставить помету: «Возвращен в Павловский дворец».

Скачать пресс-релиз


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024