Быть может Вы ищете:

Литография «Аббатство Сент-Уэн в Руане»

Завершилась реставрация литографии «Аббатство Сент-Уэн в Руане» созданной в 1827 году Г. Краузом и Й. Зельбом по оригиналу Д. Куальо. Литография входит в историческое собрание Большой дворцовой библиотеки — Библиотеки Росси.

Эстамп «Аббатство Сент-Уэн в Руане» напечатан в Мюнхене — колыбели литографского искусства. Он исполнен известными мастерами-литографами Г. Краузом и Й. Зельбом по оригиналу Д. Квальо. Один из ее создателей — Йозеф Зельб — начал заниматься литографией в 1809 году в Мюнхене под руководством Алоиза Зенефельдера, изобретателя литографии.

Автор оригинала — художник — Доменико Квальо прославился как архитектор, гравер, литограф и живописец, прочим жанрам он предпочитал ведуту. В своих путешествиях Квальо изображал церкви и замки Германии, Голландии, Франции, Италии и Швейцарии, привлекая интерес к средневековой архитектуре Европы.

Интересен и сюжет литографии. Руан — город, расположенный на севере Франции — столица Нормандии, «Афины готического стиля». Аббатство Сент-Уэн — один из хорошо известных памятников архитектуры средневековья, по красоте и значимости он соперничает с Руанским собором.

Считается, что крупноформатные литографии (размер эстампа «Аббатство Сент-Уэн в Руане» 64,9×81,5 см) чаще всего украшали интерьеры, однако в собрании Павловска этот лист хранился в собрании библиотеки. Вероятно, он поступил в коллекцию дворца незадолго до смерти хозяйки Павловска — императрицы Марии Федоровны (1759–1828). Карандашные номера в нижнем углу и на тыльной стороне листа указывают на его место в каталоге печатной графики.

Собрание эстампов Павловска формировалось в конце XVIII — первой четверти XIX века и совпало с периодом появления и распространения литографии — нового на то время способа печати. Неудивительно, что в дворцовой библиотеке среди книг по искусству хранилось сочинение А. Зенефельдера «Точное руководство печатания на камне», а в собрании эстампов были представлены лучшие образцы ранней русской и европейской литографии.

В период распродаж музейных собраний, в 1920-е -1930-е годы, была утрачена большая и наиболее значимая часть эстампов из коллекции дворцовой библиотеки Павловска. Отдельные листы, в том числе, «Аббатство Сент-Уэн в Руане», остались в музее только из-за плохой сохранности.

Во время инвентаризации 1938 года литография, как и вся графическая коллекция была проштампована — чернила, обезобразив лист, прошли с тыльной стороны на лицевую. Бумага была деформирована, по краям листа образовались разрывы, частично заходящие на изображение, перегибы бумаги; появились бурые пятна и пожелтение — признаки старения бумаги Основной задачей реставратора стало удаление загрязнений, желтизны и пятен, укрепление разрывов и устранение деформации. Предстояло удалить след штампа, прошедшего на лицевую сторону листа, сохранив при этом сам штамп на тыльной стороне.

Реставрацией эстампа занималась специалист музея-заповедника «Павловск» Светлана Севастьянова, которая провела множество восстановительных операций — удаление поверхностных загрязнений, промывку листа, обработку специальными составами для удаления желтизны и последующей защиты от негативного воздействия. Работы по соединению разрывов и восполнение утрат бумаги проводились на световом столе. Все участки были упрочнены японской реставрационной бумагой. Наибольшую сложность в работе представлял обширный разрыв в левой части листа. Для совмещения всех линий изображения края разрыва соединили с лицевой стороны. Под постоянным контролем лист увлажнили до необходимого уровня. Восполненные утраты тонировали в цвет авторской бумаги.

Перед возвращением в хранилище отреставрированная литография «Аббатство Сент-Уэн в Руане» помещена в паспарту из бумаги архивного качества.

***

Литография — одна из самых молодых печатных техник (ей немногим больше 220 лет). Она доступна и позволяет получать большие тиражи без потери качества отпечатка. Литография или «химическая печать», как называл ее сам создатель, Алоиз Зенефельдер, изобретена в 1796 году и предназначалась в первую очередь для тиражирования нот и текстов. Название литография — (от др.-греч. λίθος «камень» и γράφω «пишу, рисую») закрепилось за новой техникой в 1803 году. Новизна изобретения — в использовании плоской печатной формы — плиты шлифованного известняка, с которой покрытый типографской краской рисунок под давлением переносится на бумагу.

Зенефельдер также создал рецептуру литографских чернил и придумал литографский карандаш, предопределивший дальнейшее развитие литографии как техники художественной печати. Литография постепенно из доступного способа тиражирования превратилась в средство популяризации памятников искусства: с помощью литографии издавались многочисленные «живописные путешествия» и галереи живописи. Со временем литография стала одной из самых распространенных техник печатной графики.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024