Реставрационная ринопластика
Реставраторы Павловска вернули мраморному бюсту Гомера исторический облик.
Бюст приобретен для Павловска в 1873 году великим князем Николаем Константиновичем в Венеции. Это свободная копия неизвестного итальянского автора XVIII века с античного оригинала: голова автора «Илиады» и «Одиссеи» выполнена из белого мрамора, торс — из красновато-коричневого с прожилками. Бюст Гомера запечатлен на фотографиях Павловска последней четверти XIX века — около церковного дворика на пилонах ворот при входе в Собственный садик со стороны ул. Садовой. Во время Великой Отечественной войны бюст не был эвакуирован. Оккупанты сбросили бюст с пилонов, и он разбился.
После реставрации 1960-х годов скульптура долгое время находилась на открытом воздухе, на Вольерном участке, что привело к разрушению структуры мрамора. К тому же, на Гомера не раз покушались вандалы. Бюсту требовалась серьезная реставрация. Работа, которую выполнил художник-реставратор Павловска Константин Стулов, состояла из нескольких этапов — укрепления мрамора, очистки от загрязнений, воссоздания утраченных фрагментов с последующей консервацией поверхности мрамора.
Самым ответственным и интересным стал этап воссоздания утраченных фрагментов. При научной реставрации восстановлению подлежит лишь то, что может быть исторически обосновано, а у бюста Гомера был утрачен фрагмент носа. К счастью, сохранились фотографии бюста, сделанные во время нахождения скульптуры в Павловском парке. Они и стали основой для создания модели. Сначала реставратор восполнил ее в мягком материале — пластилине. Модель утвердили на Реставрационном совете музея-заповедника, затем с нее сняли силиконовую форму. На завершающем этапе утраченный фрагмент носа воссоздали из мрамора.
Возрожденный Гомер, кажется, вновь произносит свои бессмертные гекзаметры: «Гнев, о Богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…»
Фото 1 — после реставрации.
Фото 2 — до реставрации.
Фото 3 — в процессе реставрации.