Быть может Вы ищете:

В преддверии юбилея

2027 год — 250-летие основания Павловска. Сам музей отметил вековой юбилей в 2018 году; музеем-заповедником, подведомственным Министерству культуры, стал в 2020-м.

Павловский дворцово-парковый ансамбль — объект культурного наследия федерального значения и компонент Объекта Всемирного наследия «Исторический центр Санкт- Петербурга и связанные с ним группы памятников» с выдающейся универсальной ценностью. Это уникальное художественное явление: совместное творение человеческого гения и природы, идеальный мир гармонии.

В отличие от окружающих Петербург пригородных императорских резиденций Павловск создавался по единому плану, в композиционном и стилистическом единстве и в кратчайшие по историческим меркам сроки. Неповторимое своеобразие Павловска обусловлено конгениальным сотрудничеством его августейших владельцев — заказчиков с выдающимися авторами-создателями: Ч. Камероном, В. Бренной, П. Гонзаго, В. Воронихиным, Ж. Тома де Томоном, К. Росси, Д. Кваренги, П. Висконти, К. Брюлловым, А. Штакеншнейдером, Л. Бенуа, И. Потоловым и др.

Дворцово-парковый ансамбль Павловска — наиболее значимый образец русского классицизма и глубоко национальное произведение искусства. Формальный язык интернационального неоклассицизма здесь обогащён великолепным чувством «духа местности», национальным восприятием пространства, форм, ритма, цвета, поэтизацией ландшафта Русского Севера. Ансамбль повлиял на развитие архитектуры, садово-паркового и декоративно-прикладного искусства, пейзажной живописи и оказал длительное воздействие на усадебное строительство в Российской империи.

Павловск — неотъемлемая часть градостроительного пространства Петербурга, один из ранних примеров ансамблевого освоения обширной территории, смысловой и композиционный центр возникшего дворцового города.

В убранстве Большого дворца — всё лучшее, что могла предложить западноевропейская и русская культура и ее художественные рынки. Приобретения, заказы владельцев Павловска способствовали достижению высочайшего художественного уровня изделий Императорского фарфорового и стекольного заводов, камнерезных производств, бронзолитейных и мебельных мастерских, они стали эталонными для частных предприятий.

Павловск напрямую связан со строительством первой Российской железной дороги, а её Музыкальный вокзал в парке приобрёл славу первой русской филармонии, блестящей эпохи отечественной музыкальной культуры. Парк становится любимым местом отдыха и времяпрепровождения, в его окрестностях бурно развивается специфическое русское явление — дачная культура. В романе «Идиот» у Достоевского читаем: «Да что это, здесь все, что ли, в Павловск? … — И хорошо, и возвышенно, и зелено, и дешево, и бонтонно, и музыкально, и вот потому и все в Павловск» (из диалога князя Мышкина и Лебедева). *.

Павловск непосредственно и ощутимо связан с творческой деятельностью и жизнью И. Крылова, Г. Державина, В. Жуковского, Н. Гнедича, Н. Карамзина, Н. Гоголя, Н. Некрасова, Ф. Достоевского, А.Ахматовой, братьев Брюлловых, А.Бенуа, Д.Бортнянского, И.Штрауса, М.Глинки, А. Рубинштейна, Н.Римского-Корсакова, Л. Собинова, Ф. Шаляпина, С. Прокофьева.

Вплоть до 1941 года дворцово-парковый ансамбль не подвергался существенным владельческим перестройкам, сохраняя высокую степень подлинности и аутентичности, цельности и целостности.

Военные разрушения были катастрофическими и казались необратимыми. Речь шла об утрате не одного значительного памятника, а целой эпохи русской культуры. Но уже в 1957 году Павловский дворец принял посетителей.

Это был первый в Европе пример послевоенного восстановления и беспрецедентный опыт целостной реставрации. В Павловске блестяще проявила себя знаменитая ленинградская школа реставрации, она продемонстрировала творческую зрелость, высокую научную и художественную квалификацию мастеров.

Опыт восстановительной реставрации Павловска представляет самостоятельную историко-культурную и художественную ценность; он стал основой для последующего восстановления других дворцово-парковых ансамблей.

О силе эмоционального воздействия Павловска писала Анна Ахматова: «Как в ворота чугунные въедешь, Тронет тело блаженная дрожь, Не живёшь, а ликуешь и бредишь Иль совсем по-иному живёшь». Эти строки написаны в Царском Селе в 1915 году. Несмотря на трагические события 40-х годов ХХ века, гений места возродился и верно служит людям. Идеальный мир гармонии, пейзажная атмосфера благостного покоя рождают чувство зачарованности, помогают обрести душевное равновесие. Используя потенциал историко-культурного и природного наследия, заповедник выступает могучим восстановителем физических, моральных и духовных сил, пробуждает творческую энергию. Он содействует развитию современной культурной жизни.

Сегодня музей-заповедник «Павловск» — поистине заповедная часть отечественной культуры, её животворящий источник и целительные силы. Ежегодно он принимает свыше 1,5 млн посетителей. Более половины составляют петербуржцы. Для них Павловск — неотъемлемая часть культурной идентичности.

В преддверии своего 250-летия музей-заповедник ставит масштабную, достойную задачу — упрочить позиции в цивилизационной, культурной самоидентичности россиян. Музей намерен значительно расширить использование визуального инструментария для удалённого знакомства граждан нашей страны с грандиозным миром Павловска.

Проблема предъюбилейного пятилетия, важная до чрезвычайности — это ремонт и реставрация объектов культурного наследия.

Послевоенная реставрация не получила своего завершения. С начала 1980-х годов она приостановилась, а к 2000 гг. стало очевидным, что наступил предел долговечности реставрационных работ 1950-1970-х. Всплеск новой реставрационной активности возник в период 2012–2019 годов. В Большом дворце прошли реставрацию залы первого этажа центрального корпуса, фрески галереи Гонзаго, трельяжное ограждение галерей второго этажа, балюстрады. Завершена комплексная реставрация парковых павильонов — Холодной бани, Пиль-башни, памятника «Любезным родителям», Вольера, Большого и Руинного каскадов, мостов — Пильбашенного, Оленьего, Кентавров, Мраморных и Театральных ворот, решётки Собственного садика со знаменитой многосекционной скамьёй Росси, воссоздано садоводство Боде. На свои исторические места во дворец и парк вернулись 48 скульптур, разрушенных войной в куски. Восстановлен целый ряд пейзажных картин, дорог, мелиоративных и гидросистем.

Объём работ впечатляющий, но не достаточный для поддержания универсальной ценности Павловска.

Требуется комплексная реставрация Дворца — Парадных залов, экспозиционных помещений третьего этажа, фасадов, кровли. Инженерные системы морально устарели, физически изношены, что создаёт угрозу сохранности музейных предметов.

С послевоенных времён ждёт реставрации разрушенный в годы войны ансамбль Красной долины: Елизаветин павильон, павильон «Руина», каскад, мост и «греко-римская» долина. Он представляет знаковую тему «говорящих пейзажей» — «руины, пробуждающие воображение», «стык двух миров». Это последняя работа Ч. Камерона в Павловске, его «греко-римская рапсодия». Сегодня ансамбль на грани утраты.

До сих пор руинированы Большие дворцовые оранжереи. Вместе с крепостью Бип они являются доминантами ансамбля Мариенталь. В неудовлетворительном состоянии павильон Трёх граций, Музыкальный салон, колоннада Аполлона, Каменный амфитеатр, мавзолей «Супругу-благодетелю» и памятник Павлу I на Парадном плацу.

Не реализованы планы по воссозданию утраченных в войну Старого и Нового шале, Константиновского дворца, Музыкального вокзала.

Мы приступаем к разработке масштабной программы подготовки к 250-летию Павловска и надеемся, что наши планы будут воплощены в жизнь.


*Ф.М.Достоевский. Полн. собр.соч., АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом). Наука Ленингр. отд., 1972-1990. Т. 8. С. 168.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024