Быть может Вы ищете:

Выставка «Тобой был так украшен свет»


До окончания работы выставки осталось

Входные билеты
Режим работы

26 декабря в Музее костюма ГМЗ «Павловск» открылась выставка «Тобой был так украшен свет», посвященная гардеробу императрицы Марии Федоровны.

Впервые на выставке собраны практически все ее сохранившиеся наряды, которые сейчас входят в коллекции разных музеев – ГМЗ «Павловск», ГМЗ «Гатчина», Государственного Эрмитажа и Музеев Московского Кремля. Коронационный костюм Марии Федоровны сейчас реставрируется, и на выставке можно увидеть его изображение на постере. Исторические платья требуют особых условий показа, определенного светового и температурно-влажностного режима; опасаясь за сохранность тканей, публике их демонстрируют редко. Эта выставка - большое событие для всех – и для музейного сообщества, и для знатоков костюма и ценителей моды.

«Платья в то время были чрезвычайно дороги: это настоящие произведения искусства, созданные из роскошных тканей, – говорит Вера Дементьева, директор ГМЗ «Павловск». – Мы признательны нашим коллегам из других музеев, которые предоставили на выставку свои драгоценные экспонаты. Это знак высокого доверия и творческого сотрудничества».

От многочисленных нарядов хозяйки Павловска сохранилось лишь пятнадцать. Но это много, ведь по традиции платья из дорогих тканей отдавали в церкви и монастыри: их перешивали в облачения священников, использовали для украшения храмов. Знающая цену своим одеждам Мария Федоровна тоже хотела дать им вторую жизнь: в своем Духовном завещании она подробно расписала, какие платья кому должны достаться – дочерям, фрейлинам, опекаемым ею женским благотворительным институтам, церквям.

Собранные вместе платья императрицы дают представление едва ли не обо всех типах костюма того времени – парадном, домашнем, вояжном, визитном, бальном, орденском, а также о смене модных стилей и направлений в период 1780-1820-х годов. Сшитые по парижской моде одежды напоминают о счастливом Гран Туре в Европу «графов Северных» (под этим именем путешествовали Павел Петрович со своей супругой). В Париже королева Мария-Антуанетта познакомила Марию Федоровну со своей модисткой Роз Бертен, и та сшила для нее десятки обновок. Из Парижа они прибыли в нескольких сундуках. Но как раз в это время царствующая Екатерина II ввела в дворцовый этикет «русские» платья с откидными рукавами наподобие боярских нарядов допетровского времени, и французскими нарядами Мария Федоровна могла щеголять лишь в кругу семьи. Представленное на выставке «русское платье» Марии Федоровны из шерстяного крепа и шелка с декором серебряной нитью, фольгой, искусственным жемчугом, кружевами, вышивкой и аппликациями - выполнено в России. Но нередко такие стилизации под национальный костюм заказывались в Париже. В мастерской Роз Бертен была создана и кукла «Большая Пандора» (из ГМЗ «Гатчина») в костюме Начальницы Ордена Святой Великомученицы Екатерины. Само орденское платье для Марии Федоровны (из ГМЗ «Павловск») по этому образцу было изготовлено в России. Отметим, что сейчас «Пандоры» – большая музейная редкость. В XVIII столетии они играли роль глянцевых журналов и модных показов. Куклы, облаченные в новое платье, создавались в Париже и рассылались по всей Европе. Стоили они очень дорого, заказать «Пандору» как эталонную модель могли лишь самые состоятельные дамы. 

Еще один редкий предмет из гардероба XVIII века – фижмы: эту ярусную конструкцию из китового уса носили для поддержания пышности юбок, ширина которых по подолу могла достигать четырех метров. В соответствии с модой эпохи рококо Марии Федоровне довелось носить юбки на фижмах: по контрасту с плотно затянутым корсетом лифом они создавали эффект осиной талии. На смену рококо пришел классицизм с ампирным силуэтом – коротким облегающим лифом, высокой линией талии, расширенной к низу юбкой. Яркий пример такого кроя – платье из зеленого атласа и бархата цвета беж, в котором Мария Федоровна была накануне кончины Павла I. В начале XIX века в моду вошли платья из тонких тканей, напоминающие античные хитоны и туники. Силуэт 1820-х годов более четкий: высокая ампирная линия сочеталась с расширенной к низу юбкой в форме колокола. Нередко линию талии подчеркивал широкий пояс с застежкой на спине, украшенный бантом.

Как правило, для каждого платья Марии Федоровны был свой комплект аксессуаров – головной убор, боа, перчатки, веер. Сохранилось далеко не все. На выставке, в частности, представлены шляпа с пером страуса и расписной веер из слоновой кости, которые полагались к парадному платью из белого муара с золотым шитьем.

Мемориальные вещи соседствуют с живописными полотнами и миниатюрами, на которых изображена Мария Федоровна в платьях, скроенных подобно тем, что представлены на экспозиции. Выставка помогает представить, какой была хозяйка Павловска. Это самое красивое событие, которым музей-заповедник завершает год 260-летия со дня ее рождения.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024