Возвращение Петра III
В Павловске реставрируют портрет императора Петра III, возвращенный в коллекцию музея-заповедника в 2019 году.
Портрет пропал из Павловского дворца-музея во время фашистской оккупации. По окончании II Мировой войны в плачевном состоянии его обнаружили на территории Германии и вернули в СССР. В 1946 году полотно передали в спецфонд Государственного Исторического музея (ГИМ), где для сохранения живописи реставраторы заклеили микалентной бумагой всю лицевую сторону портрета. Так он «потерял лицо», и разыскать картину стало практически невозможно. Более 60 лет сотрудники Павловска ничего не знали о местонахождении портрета и считали его утраченным.
В 2007 году при участии представителя Министерства культуры С.Д. Некрасовой главный хранитель Павловска А.Н. Гузанов идентифицировал этот «безликий» портрет по сохранившимся на его тыльной стороне музейным номерам. На обороте картины вверху на широкой кромке холста нанесена маркировка «ПДМ 3776» - так маркировались музейные предметы из собрания Павловского дворца-музея во время инвентаризации 1933-1934 гг. Инвентарная книга того времени не сохранилась. Однако номера, присвоенные вещам в те годы, обозначены на самих произведениях и в сохранившемся Инвентаре Павловского дворца-музея 1938 года в рубрике «старый номер». Портрет Петра III записан под № 3662/1: «Картина «Портрет императора Петра III.» Холст, масло, копия с худ. Рокотова; поколенное изображение Петра III в мундире лейб-гвардии Преображенского полка, через плечо перекинута Андреевская лента, на груди звезда, на голове черная треугольная шляпа с золоченым галуном; правая рука протянута в сторону, левая рука в перчатке держит перчатку с правой руки и опирается на камень, на котором лежит горностаевая мантия; на заднем фоне пейзаж». Инвентарный номер 1938 года проставлен на подрамнике в нижнем левом углу зеленой эмалевой краской: «П/ДМ 3662/1».
В инвентаре 1938 года против записей сохранившихся произведений (т.е. отправленных в эвакуацию и вернувшихся из нее, или же обнаруженных сразу же после войны) проставлены отметки-штампы: «сличено». У инвентарной записи портрета Петра III такой отметки нет. Это дополнительно подтверждает, что картину не эвакуировали и она была похищена во время войны. В родной Павловск она вернулась лишь в 2019 году.
Сведения о портрете Петра III можно найти во всех описях исторического собрания Павловского дворца, начиная с самой первой - 1828 года. Соответствующие номера также сохранились на холсте и подрамнике. Изначально картина находилась в «почивальне Ея Высочества Александры Павловны» в деревянном Александровском дворце в Павловске, который со временем обветшал, и в 1851 году был разобран. Потом портрет переместили в Большой Павловский дворец.
Автор портрета неизвестен. В 1925 году исследователь В.П. Зубов в «Критическом каталоге картин Павловского дворца-музея» определил его принадлежность к школе Рокотова, полагая, что это копия с оригинала, который находится в Русском музее (правда, авторство Рокотова современные исследования не подтверждают). Хранитель фонда живописи ГМЗ «Павловск» А.Б.Никифорова полагает, что павловская копия могла быть заказана императором Павлом I – сыном Петра III - для украшения собственного дворца при его восшествии на престол. До этого момента тиражирование изображений преданного забвению императора вряд ли могло широко практиковаться, а после гибели Павла они уже были неактуальны.
Портрет вернулся в Павловск в аварийном состоянии: во многих местах грунт и красочный слой вздулись и отошли от холста. Во нескольких местах холст был порван и частично утрачен, в том числе, на изображении лица императора. Силуэт Петра III был едва виден, так как вся живописная поверхность была закрыта микалентной бумагой, сквозь которую проступил клей.
На состоянии картины могла сказаться также прежняя, еще дореволюционная реставрация. В 1887 году реставратор Императорского Эрмитажа Н.Сидоров (представитель знаменитой династии) выполнил перевод картины, т.е. перенес живописный слой с авторского холста на новое полотно, о чем свидетельствует надпись на тыльной стороне. Это один из наиболее сложных, ответственных и опасных способов по радикальному укрепления структуры живописного произведения. Для этого картина с лицевой стороны заклеивалась несколькими слоями бумаги, затем кисеей и холстом. За наклеенный холст картину закрепляли на рабочем столе (или подрамнике) тыльной стороной вверх и постепенно удаляли основу. Холст отпаривался либо надрезался, и его снимали узкими полосками, иногда из полотна просто выдергивали нити. После этого тыльную стороны грунта очищали и выравнивали путем шлифовки пемзой, а утраты заполняли мелоклеевой мастикой. Затем наносили слой переводного грунта и новый холст. При этом неизбежно появлялись новые утраты авторской живописи. Замена оригинальной основы и грунта новыми инородными материалами нарушали единство и гармоничность всей структуры памятника. Это зачастую влекло за собой негативные последствия, особенно при колебаниях температурно-влажностного режима: плохую связь авторского красочного слоя с грунтом и основой, появление рельефного грунтового масляного кракелюра, который, в свою очередь, вызывал трещины в авторском красочном слое. Тонкий переводной холст со временем темнел и перегорал от масла, входящего в состав нового грунта.
Многие из таких разрушений присутствуют и на портрете Петра III: перегоревший холст, который слишком тонок для живописи такого характера, отслоения грунта и красочного слоя от холста, ярко выраженный грунтовый кракелюр. Сегодня невозможно определить, появились ли они в результате недостаточно качественно выполненной работы реставратора или же возникли из-за неподходящих условий хранения картины.
Как рассказала художник-реставратор живописи ГМЗ «Павловск» П.Е. Цветаева, сейчас с поверхности картины удалены заклейки из микалентной бумаги и выполняется консервация произведения - укрепление грунта и красочного слоя, укладка вздутий, выравнивание поверхности. После восстановления физической целостности памятника и его комплексного исследования поверхность раскроют от потемневшего лака и многочисленных прописей, лежащих поверх авторской живописи. Последовательность и состав реставрационных мероприятий обсуждается на реставрационном совете с участием специалистов Лаборатории научной реставрации Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея.