Быть может Вы ищете:

А.М. Кучумов – легендарный хранитель Павловского дворца

Анатолий Михайлович Кучумов – личность легендарная в музейных кругах. Человек огромных знаний, эрудиции, обладавший поистине феноменальной памятью, но, главное, истово влюблённый в своё дело, он умел не только хранить вещи и восхищаться ими, но и бороться за них, спасая от гибели.

Анатолий Михайлович – профессионал с мировым именем. Родился А.М. Кучумов в крестьянской семье 27 мая 1912 года в селе Лацкое Мологского уезда Ярославской губернии. Отец хотел, чтобы он учился, и отправил сына в школу в Мологу. Жил он у тётки, которая работала в местном музее. Директором музея был выпускник Петербургской академии художеств В.В. Цицын, который первым приобщил юношу к искусству. Вместе с ним Анатолий ходил по окрестностям, собирая для крошечного местного музея старинные вещи из заброшенных усадеб и церквей. Так с детства в Кучумове зарождался будущий музейщик. По окончании школы в 1930‑е годы Анатолий Кучумов приехал в Ленинград.

Он учится в Школе фабрично-заводского ученичества и одновременно состоит слушателем курсов семинара по истории искусств для молодых рабочих при Государственном Эрмитаже. Слушателям этих курсов было разрешено заниматься в библиотеке Эрмитажа, чем очень часто пользовался молодой Кучумов и бывал там до закрытия в 22:00. Когда было признано, что по состоянию здоровья он не может работать в химической промышленности, путь для него стал ясен – в музей. Он поступает на работу в дирекцию Детскосельских и Павловского дворцов-музеев и начинает работать в 1932 году инвентаризатором. Старший инвентаризатор – должность, казалось бы, не строго научная, но всё же ведь не на складе, а в музее учитывать. А учитывать – значит видеть и запоминать каждый предмет во всех деталях и подробностях. Так появляется опыт, практическое знание вещей. Проработал тогда Кучумов в Павловске месяца четыре и был переведён на должность научно-технического сотрудника в Екатерининский дворец-музей. К этому времени он закончил курсы музейных работников Управления дворцов и парков Ленсовета, а ещё через два года – курсы повышения квалификации музейных работников пригородных дворцов-музеев. В ноябре 1937 года его назначили хранителем Александровского дворца и парка, а в марте 1938-го – заведующим.

Там его застанет война. Она не пощадит музеи, став страшной катастрофой для всех пригородных дворцов Ленинграда. Эвакуация коллекций целиком была невозможна, приходилось вывозить лишь самые ценные предметы и те, которые могли служить образцами при восстановлении убранства. Эту сложнейшую работу Анатолий Михайлович Кучумов проводит в Александровском дворце, но не успевает завершить, так как получает задание сопровождать первый эшелон вывозимых из Ленинграда произведений искусства. Супруга его Анна Михайловна с маленьким Феликсом на руках остаётся в Пушкине и только к осени выезжает к мужу. Сокровища музеев находят пристанище сначала в Горьком, а потом в Новосибирске, в новом здании только что построенного театра. Директором этого музея, хранилища ленинградских дворцов, и был назначен в январе 1942 года Анатолий Михайлович, а в помощники ему определили ещё троих коллег.

В Ленинград Анатолий Михайлович вернулся весной 1944 года и возглавил Отдел музеев и памятников при Управлении по делам искусств исполкома Ленгорсовета. Однако вскоре он был командирован в Прибалтику – в Эстонию, Латвию и Восточную Пруссию для розыска похищенных фашистами предметов. Ещё ранее, когда Кучумов работал во дворцах Пушкина и Павловска, у него обнаружилась феноменальная зрительная память. Анатолий Михайлович безошибочно узнавал каждый предмет и место, где он находился. Это качество было незаменимо в поисках.

Сотрудница музеев Петродворца Марина Александровна Тихомирова вспоминала: «Нам «пригородникам», ещё раз повезло: в нашей среде работал Анатолий Михайлович Кучумов – человек удивительного дарования и настоящей, живой любви к произведениям искусства. Каждый из нас хорошо и конкретно знал свой дворец, а остальные тоже знали, но не столь подробно. Он же знал все дворцы так, что работая в Пушкине, мог детально рассказать, какие предметы, какого происхождения стоят, например, в каждой комнате Гатчинского дворца. Со временем Анатолий Михайлович углублял свои знания, развивался в полную силу его удивительный дар. Во время его возвращения в Ленинград в 1944 году он особенно всех нас изумил, так как, заведуя сектором музеев в Управлении по делам искусств, успевал помогать буквально всем пригородам в предварительном комплектовании будущего внутреннего убранства дворцов, ещё находившихся в руинах. Тогда мы особенно оценили его необычайные знания: ведь он мог наизусть, полузакрыв глаза, перечислить предметы внутреннего убранства любой комнаты любого из наших дворцов и сказать, что сохранилось, а чему следует искать замену. Если у каждого из нас был «свой» дворец, то у него, где бы он ни работал, они были все «своими». И сейчас нет ни одного пригородного музея, где не было бы произведений искусства, найденных или спасённых Кучумовым». Не только все деревни в окрестностях Ленинграда, особенно те, в которых помещались немецкие штабы, но и города Прибалтики, куда привозили мебель и утварь из дворцов, картины и книги стали маршрутами его командировок. В Рижском замке были обнаружены фототеки Павловского и Гатчинского дворцов-музеев: тысячи негативов, снятых в 1920-х–1940-х годах, позволили с максимальной достоверностью реставрировать бывшие императорские резиденции.

В октябре 1945 года А.М. Кучумов был утвержден в должности директора Центрального хранилища музейных фондов пригородных дворцов-музеев, которое было первоначально размещено в Александровском дворце. Осенью 1947 года состоялась очередная командировка, на этот раз в Германию на розыски ценностей из музеев. Были найдены и возвращены экспонаты Керченского археологического музея, Днепропетровского и Псковского музеев, иконостас и убранство Новгородского Софийского собора. Благодаря Кучумову в пригородные дворцы вернулось 6682 музейных предмета, в том числе в Екатерининский дворец – 575 предметов, в Александровский – 1542 предмета, в Павловский дворец – 421, в Гатчину – 3893, и 251 предмет в петергофские дворцы. Почти приключенческие истории связаны с находкой знаменитых паркетов из Лионского зала и Зеркального кабинета Екатерининского дворца, обнаруженных в действующем элеваторе в Германии под кучами зерна. Великолепные бронзовые скульптуры Геркулеса и Флоры работы Ф. Гордеева, некогда украшавшие Камеронову галерею в Царском Селе, были найдены во дворе медеплавильного завода в городе Халле. Тщательно собирались не только целые предметы, но и фрагменты, детали. Замки и шпингалеты дверей Лионского зала, цветные изразцы разбитых печей Екатерининского дворца – всё представляло интерес, так как уверенность в том, что дворцы будут восстановлены, не покидала Анатолия Михайловича.

Множество предметов убранства Екатерининского дворца Кучумов обнаружил в Кенигсберге и его замках. В Риге он нашёл более четырёхсот портретов, в основном из Гатчинского дворца-музея. Вагонами произведения искусства возвращались в Ленинград, Псков, Новгород, Киев, Минск, но не было главной ценности – Янтарной комнаты Екатерининского дворца. Её поисками А.М. Кучумов занимался многие месяцы, искал Янтарную комнату в Кенигсберге и его окрестностях, в Германии, расспрашивал тех, кто имел хоть какие-нибудь сведения о её судьбе, – всё безуспешно. В поисках помогала логика, анализ известных фактов и надежда. Свидетельством того, что надежда не умерла, стала одна из последних книг А.М. Кучумова в соавторстве с М.Г. Вороновым «Янтарная комната», написанная и изданная в 1989 году.

В 1951 году Кучумов перешёл в музей А.В. Суворова, где стал главным хранителем, а в 1955 году он вернулся в Центральное хранилище. В 1956 году в связи с реорганизацией Центрального хранилища и его слиянием с Павловским дворцом-музеем А.М. Кучумов становится его главным хранителем. Результатом его работы в Павловске  прежде всего стало воссоздание исторических интерьеров Павловского дворца. Первые пять залов открылись в Павловске для посетителей в 1957 году.

Это было значимое событие: Павловский дворец стал первым из пригородных музеев, где после военных разрушений стала действовать экспозиция. Воссоздать ее помогли сохранившиеся фотографии, память сохранила многое, но были безвозвратно утрачены сотни предметов. Им необходимо было найти замену, но так, чтобы возродить былую атмосферу дворца. Анатолий Михайлович с коллегами блестяще справился с этой задачей.

Для полного восстановления архитектурного объёма дворца понадобилось десять лет и столько же для того, чтобы в 1970 году почти все залы приняли посетителей. Убранство интерьеров было выполнено под научным руководством А.М. Кучумова. Он был знатоком декоративно-прикладного искусства, истинным «вещеведом». Безошибочно вспоминал, где и когда видел то или иное произведение, либо называл аналогичные вещи из других музеев, что часто позволяло пролить свет на происхождение музейного предмета.

В 1959 году по его смелой для того времени концепции, при его руководстве на третьем этаже Павловского дворца в соавторстве с И.М. Гуревичем была открыта выставка «Костюм и портрет XVIII–XIX веков». Это была первая экспозиция в СССР, посвящённая дворянскому быту как культурно-историческому явлению.

Огромный опыт музейной работы, накопленные знания воплотились в книги и научные статьи. Давно уже стал библиографической редкостью альбом «Павловск. Дворец и парк» 1976 года. За несколько месяцев в больнице, где он лежал с инфарктом, Кучумов составил тематико-экспозиционный план великолепной выставки «Русский жилой интерьер XIX века». Более двух тысяч предметов, расположенных в семнадцати залах, дают подробную картину развития декоративного убранства русских дворцов и усадеб. По материалам этой выставки издан альбом «Убранство русского жилого интерьера XIX века» (1977 г.). Настоящей энциклопедией стала книга «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII – начала XIX века» (1981 г.). Его путеводитель по Павловску многократно выходил в Лениздате и до сих пор пользуется большой популярностью.

Рукописные статьи Кучумова, имеющие большую научную ценность, впервые были опубликованы уже посмертно коллегами по Павловскому дворцу. Книга «А.М. Кучумов. Статьи. Воспоминания. Письма» была издана в Санкт-Петербурге в 2004 году.

В 1970 годы общественность Ленинграда и сотрудники Эрмитажа выступили с инициативой присвоить Кучумову почётное звание доктора искусствоведения. Собранные документы и подписи авторитетных учёных направили в Москву в ВАК, но советские бюрократы отказали.

Но заслуги А.М. Кучумова были оценены государством. Ему присвоено звание заслуженного работника культуры России, он был удостоен высшей в Советском Союзе премии – Ленинской – за создание экспозиции Павловского дворца. В июне 1993 года Анатолий Михайлович стал почётным гражданином Павловска, в его честь была названа улица в этом городе. В Павловске регулярно проходят научные конференции, посвященные памяти А.М. Кучумова. 

Высокие награды и звания увенчали достойный труд подвижника, для которого сохранение великого культурного наследия России было главным делом жизни.

Алексей Николаевич Гузанов заместитель директора по учёту и хранению музейных предметов музея-заповедника «Павловск»

На фотографиях:

  • Анатолий Михайлович Кучумов. 1930-е годы. Фотография из Научного архива ГМЗ «Павловск»
  • А.М. Кучумов и сотрудники Отдела Истории русской культуры Государственного Эрмитажа А.В. Помарнацкий и В.М. Глинка. 1959 год. Фотография из Научного архива ГМЗ «Павловск»
  • А.М. Кучумов и художники-реставраторы С.И. Коган (слева) и М.З. Прокопчук (в центре). 1967 год. Фотография из Научного архива ГМЗ «Павловск»
  • А.М. Кучумов в рабочем кабинете в Павловском дворце-музее. 1960-е годы. Фотография из Научного архива ГМЗ «Павловск»

Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2024