О портрете Великого Князя Павла Петровича ребенком
В последнее время в Павловск возвращаются многие произведения искусства из его коллекции, которые долгие десятилетия считались утраченными. И вот новое обретение! В мае 2015 года Государственный музей-заповедник «Павловск» получил в дар от петербуржца Алексея Николаевича Шмаргуненко живописный детский портрет великого князя Павла Петровича русской работы XVIII века. Этот дар чрезвычайно дорог и важен для Павловска, так как портрет происходит из исторической коллекции Павловского дворца.
Интересно отметить, что с середины XIX века данный портрет упоминается во всех учетных документах Павловского дворца в течение XIX-XX веков. В 1849 году по желанию владельца Павловска великого князя Михаила Павловича, младшего сына императора Павла I, статс-секретарь Императорской Академии художеств В. Григорович составил каталог «Портретов Императорской фамилии и других высоких особ в Павловске во дворцах, находящихся», где портрет указан под № 59. В ходе инвентаризации 1919 года, проведенной А.А. Половцовым, знатоком искусств и первым комиссаром Павловского дворца-музея, портрет записан в инвентарной описи живописи и графики Павловского дворца. В 1925 году известный историк искусства В.П. Зубов упоминает этот портрет в Критическом каталоге картин Павловского дворца. И, наконец, во время генеральной предвоенной инвентаризации 1938 года, наличие портрета зафиксировано в инвентарной книге №8 Павловского дворца-музея. Однако, по необъяснимым в настоящее время причинам, портрет не был эвакуирован в начале Великой Отечественной войны и остался во дворце во время фашистской оккупации. Портрет считался пропавшим и был включен в изданный в 2000 году Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны (Том 2. Государственный музей-заповедник «Павловск», М.2000. №170.С.119).
На портрете, который датируется концом 1750-х – началом 1760-х годов, изображен великий князь Павел Петрович в младенческом возрасте, в период от 1 до 3 лет. На нем кафтан из серебряной парчи, отделанном широким золотым галуном, с лентой и звездой ордена Святого Андрея Первозванного и орденом Святой Анны на шее. На голове мальчика чепчик, поверх которого надета повязка синего бархата, украшенная бриллиантами и аграфом со страусовым пером, в руках – лист бумаги. Маленький Павел Петрович представлен на фоне пейзажа, слева виден ствол дерева, а справа – мраморная ваза. Небольшой по формату портрет, размером 49х59 см. (в левом нижнем углу сохранилась цифра 59, написанная светло-голубой краской), принадлежит кисти неизвестного русского художника второй половины XVIII века. Для XVIII века было весьма характерно заказывать портреты не только знаменитым портретистам, с которых затем делались многочисленные копии разных размеров, но и малоизвестным художникам, учившимся в Императорской Академии художеств и имевшим профессиональный навык и мастерство. Подобные художники входили в живописные команды для использования в работах по императорским заказам. Для украшения интерьеров императорских резиденций, а также для подарков лицам, приближенным ко двору, требовалось довольно большое число портретов членов императорской фамилии. Имена художников в этих случаях редко оставались в документах.
Вероятно, что этот портрет привлек внимание специалистов в начале ХХ века, так как он был экспонирован на Выставке русской портретной живописи за 150 лет, которая состоялась в 1902 году в залах Императорской Российской Академии наук, и попал в каталог, составленный известным исследователем русского портрета Н.Н. Врангелем. Именно Врангель относит это произведение кисти А.П. Антропова. Подобная атрибуция вероятна, но требует изучения. В это время Антропов работал для двора, написал несколько портретов императора Петра III.
Поставленный на музейный учет ГМЗ «Павловск» детский портрет великого князя Павла Петровича будет тщательно изучен и займет свое достойное место в экспозиции музея.