Кабинет Фонарик


Загрузка панорамы...

За Пилястровым кабинетом следует Кабинет «Фонарик», один из самых удивительных интерьеров Павловского дворца, архитектурное чудо, созданное архитектором А. Воронихиным в 1807 г. По первоначальному плану В. Бренны здесь должна была разместиться библиотека императора Павла I.

Сохранив прежний объем комнаты, Воронихин убрал наружную стену, заменив ее полукруглым эркером – «фонариком», выступающим в Собственный садик. Эркер образован ионической колоннадой белого искусственного мрамора с застекленным пространством между колоннами, что создает иллюзию «перетекания» пространства кабинета в живую природу Собственного садика. Кессонированный свод полуротонды увеличивает высоту кабинета. Лепные розетки кессонов, в отличие от привычных классических образцов, Воронихин впервые выполняет в виде ромашек. Широкая арка эркера поддерживается двумя кариатидами, исполненными В. Демут-Малиновским. Нежно-зеленая окраска стен перекликается с благоухающей зеленью кустарников за окнами. По высокой падуге плафона вьются гирлянды дикого винограда. В люнетах в серо-зеленой гамме изображены аллегории наук и искусств по эскизам Д.-Б. Скотти. Потоки света льются через окна-стены «Фонарика», создавая сильные светотеневые контрасты между освещенной и затененной частями кабинета. «Фонарик», любимый рабочий кабинет Марии Федоровны, являлся одновременно личной библиотекой и картинной галереей.

Около сорока картин западноевропейских художников XVI – XVIII веков служат главным украшением кабинета. В центре стены справа при входе в «Фонарик» находится шедевр собрания живописи Павловского дворца – «Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном-крестителем» виртуоза кисти А. Бронзино. Вокруг этой картины размещены: «Мария Магдалина» К. Дольчи, «Отдых на пути в Египет» Ф. Альбани, диптих «Дева Мария» и «Архангел Гавриил» Г. Рени. На противоположной стене в центре помещена картина «Мадонна с младенцем, Святой Елизаветой и маленьким Иоанном Крестителем» (итальянская копия XVII века с Андреа дель Сарто), которая перекликается с произведением Бронзино. На той же стене привлекают внимание две картины французской школы – «Принесение во храм» и «Скорбящая богоматерь».

На торце кабинета, против эркера, представлены, преимущественно, произведения итальянской школы с изображением мадонны: Б. Скедоне «Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем», две картины Сассоферрато – «Мадонна с младенцем» и «Молящаяся мадонна», Д.Тьеполо «Мадонна с младенцем». Все они были приобретены императрицей Марией Федоровной. Большое полотно «Явление Мадонны с младенцем Святому Алексею» (художник А. Турки, XVII в.) было куплено для императрицы ее младшим сыном великим князем Михаилом Павловичем. Справа от каминного зеркала еще два шедевра коллекции: «Голова апостола Варфоломея» кисти знаменитого испанца Х.Риберы и небольшая, но превосходная по композиции и колориту картина придворного художника Людовика XIV П. Миньяра «Христос и самаритянка» из собрания известного французского коллекционера XVIII века Пьера Кроза, которое было приобретено Екатериной II.

В центре кабинета – письменные столы-бюро работы Л. Рентгена с множеством необходимых письменных принадлежностей и предметов: бювары, чернильницы, пресс-папье, подставки для бумаг и писем, подсвечники-миракли. У стола — корзина для бумаг красного дерева с позолотой и вышитым бордюром, выполненная по рисунку А. Воронихина. Специально для библиотеки императрицы по проекту А.Воронихина были выполнены низкие книжные шкафы белого цвета с черными тягами и декоративными масками на торцах, а также гарнитур стульев и кресел, окрашенных в черный цвет, с резным золоченым орнаментом и орнаментальной вышивкой на обивке (утраченная во время пожара 1944 года мебель воссоздана заново по документальным материалам). На мраморных полках шкафов размещены разнообразные изделия декоративно-прикладного искусства: два комплекта ваз из зеленой яшмы с декором из золоченой бронзы (Петергофская гранильная фабрика, начало 1800-х гг.), расписные фарфоровые вазы Императорской фарфоровой мануфактуры, уникальные часы с музыкальной шкатулкой в корпусе из перламутра (Австрия, Вена, начало XIX в.), а также два мраморных бюста работы немецкого скульптора К.-Д. Рауха – любимого сына Александра I и любимой невестки императрицы Александры Федоровны.

На каминной полке – первоклассные произведения из французской золоченой бронзы XVIII века: парные декоративные украшения в форме античных масляных ламп с фигурой «Читающей» и канделябры в виде ваз с цветам. Экран перед камином выполнен из красного дерева (по рисунку А. Воронихина), украшен золоченой резьбой и декоративной вышивкой гладью по сукну.

За окнами застекленного эркера благоухает Собственный садик императрицы. Здесь в послеполуденное время, сидя за письменным столом, императрица Мария Федоровна писала письма родным и друзьям, делала записи в дневнике, читала книги, составляла каталоги коллекций. В перерывах между занятиями любовалась картинами и цветущим за окном садом.



Кабинет Фонарик на плане этажа


Назад

Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2021 Разработка сайта: a2lab.pro