Быть может Вы ищете:

Парадная библиотека императора Павла I

Отделка Парадной библиотеки принадлежит архитектору В.Бренна, который закончил ее в 1789-1791 годах по первоначальному замыслу Ч.Камерона. После пожара 1803 года декор частично видоизменен А.Н.Воронихиным. Это главный интерьер в северной парадной анфиладе комнат хозяина дворца Павла Петровича, в его декоре отражены идеи Века Просвещения и морально-нравственные задачи просвещенного монарха. Это подчеркивается росписью плафона «Истина, изгоняющая пороки» (первоначально выполнена декоратором Д.-Б.Скотти, воссоздана после ВОВ А.В.Трескиным), бюстами античных богинь Юноны и Минервы (на круглых печах по углам центральной стены), также скульптурной композицией в наддвернике «Атрибуты наук» (по проекту А.Н.Воронихина). Вдоль стен в одну линию расположены невысокие книжные шкафики с собранием книг императора Павла I по истории, философии, военному делу. Начало книжному собранию было положено дорожной библиотекой Екатерины II, подаренной ею сыну. Мраморные доски на шкафах служат для размещения коллекции скульптуры: античные и итальянские бюсты, приобретенные в Италии во время путешествия, скульптура М.И.Козловского «Спящий Амур», мраморные статуэтки «Любовь» и «Верность» французского скульптора XVIII века Ш.А.Бридана. Здесь же фарфоровые вазы Императорского фарфорового завода с силуэтными портретами Павла Петровича и Марии Федоровны в медальонах, декоративные вазы из яшмы (Россия, Колыванская шлифовальная фабрика, мастер Филипп Стрижков, 1795 г.). Стены Библиотеки декорированы французскими ворсовыми ковриками мануфактуры Савоннери, подаренными королем Франции Людовиком XVI. На них представлены сцены из басен Жана Лафонтена: «Лисица и петух», «Ворона и лисица», «Волк и журавль», «Олень и ручей», «Петух и жемчужное зерно», «Лиса и виноград».

На центральной стене – парадный портрет хозяйки Павловска Марии Федоровны работы австрийского художника И.-Б.Лампи (1795 год). Художник подчеркивает не только семейные добродетели хозяйки Павловска, но и ее художественные таланты. Держа в руках карандаш, Мария Федоровна демонстрирует собственный рисунок с профильными изображениями своих детей.

В центре Библиотеки – большой письменный стол красного дерева на 12-ти ножках-колоннах из слоновой кости, изготовленный специально для Библиотеки по проекту В.Бренны в мастерской Г.Гамбса и И.Отта в 1794 году. Главным украшением стола является храм в античном вкусе с колоннами из слоновой кости и деталями из золоченой бронзы и янтаря. По проекту Бренны это уникальное настольное украшение выполнялось   мастером токарных дел И.Фай совместно с Марией Федоровной. Вот как описывала это сама Мария Федоровна в 1795 году: «На фронтоне храма находится камей великого князя, вставленный в белое стекло, на котором я написала гризалью трофей. На другой стороне фронтона находится вензель великого князя. В середине храма стоит жертвенник восьмигранный, из янтаря и слоновой кости; на средней грани в медальоне мой вензель, написанный на стекле и вставленный в янтарь; на других гранях также вставлены вензели моих семерых детей, начиная с Александра. Я нарисовала все вензеля детей из роз и мирты; мой составлен из мелких голубеньких цветков». На жертвеннике-постаменте установлена бронзовая фигурка богини Весты, охранительницы домашнего очага.  По сторонам храма - две лампы из бронзы и слоновой кости украшены портретами-камеями Павла I работы Марии Федоровны. Её же работы и письменный прибор из янтаря и слоновой кости, подаренный Павлу Петровичу. Еще один храм в виде античной ротонды стоит на шкафике под портретом Марии Федоровны, он имеет ее подпись и дату: 1790 год.

Гарнитур мебели воссоздан по двум сохранившимся стульям (они представлены здесь же) мастерами Б.Янковским, Н.Зверевым и А.Виноградовым.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2020 Разработка сайта: a2lab.pro