Быть может Вы ищете:

Библиотека императрицы Марии Федоровны

Библиотека открывает парадную Южную анфиладу комнат, ее отделка выполнена по проекту В.Бренна около 1793 года. Она расположена симметрично Ковровому кабинету и имеет с ним идентичную планировку. Так же как и Ковровый кабинет Бренна украшает ее французскими гобеленами, подаренными королем Людовиком XVI. На боковых стенах – гобелены из серии «Портьеры богов» «Юпитер»; и «Юнона»;, выполненные в 1770-х годах по картонам художника-декоратора К. Одрана. Они и сейчас находятся на своих исторических местах. На центральной же стене помещался гобелен из серии «Любовь богов» по картонам Ф.Буше. На ярком малиновом фоне в двух медальонах изображались сцены «Юпитер, соблазняющий Каллисто» и «Вертумн и Помона». Был продан в 1932 году. После Великой Отечественной войны в ходе работ по возрождению Павловска здесь был помещен французский гобелен «Дон Кихот разговаривает с очарованной головой» (Королевская гобеленовая мануфактура, мастер Козетт по эскизам Ш.Куапеля, 1780 год), из серии «Дон-Кихот», также подаренный Павлу Петровичу в 1782 году Людовиком XVI.

После пожара 1803 года А.Н. Воронихин, сохранив, в основе бренновскую композицию, внес ряд изменений, в частности роспись фриза в манере «гризайль» на античные сюжеты. При сходстве с композицией Коврового кабинета это, прежде всего, библиотека. Вдоль стен, как и в библиотеке Павла Петровича, тянутся низкие книжные шкафы с книгами по истории и этнографии, по философии, медицине и ботанике, о путешествиях. Здесь же представлены энциклопедии, а также произведения французских просветителей: Дидро, Вольтера и Руссо, а также русских авторов: Карамзина и Жуковского. Все это отражает широту интересов просвещенной хозяйки Павловска, которая была и художником, и садоводом-ботаником, и библиофилом. На мраморных столешницах шкафов с момента завершения отделки находится коллекция мраморной скульптуры. Это целая серия статуй – Аполлон-Мусагет и девять муз, уменьшенные повторения античных оригиналов, хранящихся в собрании Ватикан. Они были выполнены для Павловска в мастерской Карло Альбачини, блестящего мастера копирования и реставрации античной скульптуры, по заказу Великого князя Павла Петровича, который был в восторге от античной коллекции после посещения Ватикана. Здесь же итальянские мраморные бюсты и скульптура «Клеопатра» (известна и как «Спящая Ариадна»). На шкафах вдоль боковых стен по центру стояли скульптуры, подаренные графу и графине Северным королем Сардинии Виктором Амадея III в 1782 году во время их пребывания в Турине. Одна из них, «Плутон, похищающий Прозерпину», сохранилась на своем месте. На основании скульптуры надпись: «PAR LES FRERES COLLINI DE TURIN SCULPTEURS DU ROI DE SARDAIGNE FAITE A TURIN L'AN 1781 MARBRE DE CARRARA».( «Братьями Коллини из Турина скульпторами короля Сардинии сделано в Турине в год 1781). Вторая скульптура - «Весталка», работы тех же мастеров, исчезла в годы войны. После войны здесь же помещена античная скульптура «Муза у скалы», повторяющая композицию знаменитой античной статуи, обычно считающейся изображением музы Полигимнии.

У центральной скругленной стены с 1790-х годов стоит большой письменный стол (Германия, А. Ренгтен, 1784 год) и рядом с ним с 1805 года - кресло с жардиньеркам для цветов, вмонтированными в спинку. Кресло исполнено по проекту Воронихина специально для Марии Федоровны, знатока и любителя цветов. Зал освещается люстрой в виде корзины, перехваченной золоченым бронзовым ободом с изящными женскими головками, Две парные люстры Коврового кабинета и Библиотеки Марии Федоровны также исполнены по рисункам Воронихина.

Начиная с этого зала, все комнаты Южной анфилады украшают наборные паркеты из дорогих разноцветных пород дерева. До пожара 1803 года наборные паркеты были во всех парадных залах центрального корпуса, но погибли от огня. Не сохранилось ни их проектов, ни фиксационных чертежей. При восстановлении дворца Воронихин везде заменил их дубовыми щитовыми паркетами. Во время послевоенной реставрации в четырех залах парадной анфилады Марии Федоровны положен паркет, сделанный около 1780 года по проекту архитектора Ю. Фельтена для дома Ланского на Дворцовой площади и впоследствии перенесенный в фаворитские покои Большого Царскосельского дворца. Уцелевшие от пожара щиты с наборными паркетами из покоев Ланского в Царском Селе были взяты за основу, отреставрированы и дополнены реставраторами. В паркетах использовано 12 ценных пород дерева.


Наверх
© ГМЗ «Павловск» Copyright 2013 - 2020 Разработка сайта: a2lab.pro